Опыт привлечения частников к уборке подъездов многоэтажек: половина подрядчиков отсеивается

Чистота — залог подряда

Почти полтора года назад, с началом реформирования системы ЖКХ в Минске, частники были допущены к уборке подъездов в многоквартирных домах. Предполагалось, что коммерческие клининговые компании составят достойную конкуренцию государственным организациям за счет рационального использования денежных и людских ресурсов и горячего желания закрепиться на рынке жилищно–коммунальных услуг. Каковы же промежуточные итоги? Увы, часть подрядчиков сошла с дистанции. В Партизанском районе — вообще почти половина, по разным причинам.


Но хуже, уверяют, не стало. Жалобы на отвратительное содержание подъездов поступают от жильцов все реже. Очевидно, был необходим некий адаптационный период, чтобы исполнители сумели грамотно распределить свои силы и выстроить работу должным образом. Те, кто не смог или не захотел, несли финансовые потери в виде штрафов. Заместитель директора по благоустройству и санитарному содержанию КУП «Жилищное коммунальное хозяйство Партизанского района г. Минска» Геннадий Бакунович не скрывает, что новшества в системе ЖКХ приживаются не без шероховатостей:

— Есть организации, с которыми приходилось расторгать договоры: они не справились с работой. Но это крайняя мера. Если подрядчик расслабился, нужно заставить его выполнять обязательства. Помочь в оперативной ликвидации локальных недоработок можно, конечно, и с привлечением иных организаций — скажем, районных ЖЭУ, но дальнейшая их работа на проблемном участке может вестись только на конкурсной основе.


У каждой клининговой компании свой подход. В районном ЖКХ подчеркивают: потенциальные подрядчики изначально знают, на что идут. Те, кто подходит к делу обстоятельно, еще до проведения торгов интересуются особенностями предстоящей работы, приезжают консультироваться. Так в свое время поступали, к примеру, представители предприятия БелЭЗ. Но порой только по ходу дела проявляются подводные камни. Допустим, подрядчик не имеет возможности менять периодичность уборки в подъездах — тут же жильцы первых этажей начинают жаловаться на грязь. Или уборщикам негде оставлять инструменты, зато прочищать мусоропроводы и выкатывать мусорные контейнеры приходится чаще, чем предполагалось. Возникали вопросы по тарифам на воду, были претензии по поводу объективности оценки качества выполненных работ. Последний пункт, кстати, действительно проблемный. Подрядчик может обслуживать подъезд как положено, но если в промежутке между двумя уборками кто–либо из жильцов оставит на лестничной клетке разорванный пакет с дурно пахнущими отходами или осколки стеклотары, винить в этом будут в первую очередь уборщиков: мол, не справляются. Подрядчики же не хотят отвечать рублем за чужую безответственность. А люди не желают, чтобы их подъезд напоминал свалку. Отсюда и жалобы. Геннадий Бакунович убежден:

— Основная проблема все же лежит в плоскости организации работ: подрядчикам нужно выработать оптимальную систему контроля за деятельностью персонала. Мастера должны постоянно находиться на закрепленной территории и следить за тем, где и что делают подчиненные. Мы со своей стороны тоже проводим мониторинг: представители службы заказчика еженедельно обходят объекты каждого из ЖЭУ. Двойной контроль должен свести к минимуму жалобы.

Снизить градус недовольства жильцов качеством уборки подъездов помогло бы и более полное информирование о том, кто именно оказывает данную услугу, с какой периодичностью, по каким телефонам надо обращаться, если на лестничной площадке появился мусор. Есть, конечно, универсальная палочка–выручалочка — единая диспетчерская служба ЖКХ 115, контролирующая надлежащее исполнение всех работ. Но прямые контакты все же эффективнее. Если же появляется письменная жалоба — это уже ЧП, поскольку налицо прямая недоработка подрядчика. К сожалению, пока до полного взаимопонимания между жильцами и клининговыми компаниями далеко, и это факт.

Некоторые организации сами отказываются от дальнейшего участия в тендерах. В Партизанском районе столицы так поступило ООО «Чистый свет плюс»: теперь подъезды в жилом секторе, ранее находившиеся под его контролем, обслуживает другая компания. Коммунальщики же мечтают о высокой конкуренции среди подрядчиков. Геннадий Бакунович с сожалением констатирует: при проведении открытых конкурсов на право обслуживания подъездов в 2018 году на некоторые объекты желающих вообще не нашлось.

ФАКТ

Жильцы многоквартирных жилых домов имеют право отказаться от услуги по санитарному содержанию вспомогательных помещений, за исключением услуг по дезинфекции, дезинсекции, дератизации. Нужно единогласное решение об осуществлении самостоятельного содержания помещений, оформленное соответствующим протоколом. После этого необходимо установить график проведения уборки. Но если подъезд в итоге окажется в плачевном состоянии, жильцов обяжут заключить договор с организацией, оказывающей услугу.

ЦИФРЫ «СБ»

Предельно допустимый тариф на санитарное содержание вспомогательных помещений жилого дома с 1 января составляет 0,56 рубля в месяц с одного проживающего. В 2017 году облисполкомам и Мингорисполкому было рекомендовано обеспечить размеры расходов населения на этот пункт жировки на уровне не более 0,53 рубля с одного проживающего в месяц. Рост за год составил 5,6%.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Жилищно–эксплуатационные организации вправе самостоятельно определять периодичность и виды работ по содержанию подъездов, исходя из имеющихся отчислений граждан. Население информируется о принятом решении через графики выполнения работ на информационных стендах. В Санитарных нормах, правилах и гигиенических нормативах «Требования к устройству, оборудованию и содержанию жилых домов» указано, что помещения общего пользования «должны содержаться в чистоте», в то время как ствол мусоропровода и мусороприемные камеры следует подвергать дезинфекции не реже 1 раза в квартал. Наличие мусора на полу мусороприемной камеры не допускается.

nesterov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter