Чистота торгового ряда

На следующей неделе будет определен упрощенный порядок уплаты НДС индивидуальными предпринимателями
На следующей неделе будет определен упрощенный порядок уплаты НДС индивидуальными предпринимателями

К середине апреля планируется принять комплексный нормативный акт, который снимет противоречия не только в части взимания НДС, но и в ряде других аспектов предпринимательской деятельности. По распоряжению Президента, данному вчера во время посещения торгового центра «Максимус», новый документ должен вступить в силу с 1 июля.

Вся история развития ситуации с предпринимательским НДС очень показательна. И в качестве ее главного урока, пожалуй, стоит выделить необходимость понимания того, что, в принципе, решаем любой проблемный вопрос, каким бы сложным он ни казался изначально. Непременное условие лишь одно: обнажить проблему до ее истинной сути, очистив от эмоционального нагара и политической шелухи. В случае с НДС к излишней нервозности привели, на мой взгляд, два обстоятельства. С одной стороны, как отметил Президент, здесь явная недоработка Правительства. НДС свалился на предпринимателей как снег на голову. Ведь в большинстве своем люди говорили вчера о том, что сам по себе 18–процентный платеж не столь критичен. Однако незнание методики исчисления и уплаты налога разогрели тревожные настроения. Поэтому с точки зрения разъяснительной подготовки нововведения Александр Лукашенко отметил явный провал.

Как всегда, на любую проблему слетаются политические грифы, которые никогда не упускают возможности постричь купоны на чьих–либо неурядицах. Стиль их действия уже банален до оскомины. Главной задачей при этом ни в коем случае не ставится попытка поиска решения. Напротив, непременным правилом игры являются стремление загнать противоречие как можно глубже и попытки отрубить любые варианты спокойного разрешения ситуации. Например, историю с написанием письма Бушу от имени белорусских предпринимателей с жалобой на введение НДС иначе как провокацией не назовешь. Ведь появилась сия петиция аккурат вслед за тем, как пресс–служба Президента объявила о намерении Александра Лукашенко лично в общении с торговым людом разобраться в ситуации. Перспектива конструктивного и спокойного решения проблемы кого–то сильно напугала, родив неуклюжую попытку любой ценой сорвать диалог. Еще немного, и «искатели демократии» станут жаловаться дяде Сэму, простите, на нелады со своими женами, обвиняя, как водится, в своем фиаско власть.

Между тем пока тайные «просветители» сеяли смуту в предпринимательских умах, на государственном уровне шла очень основательная и глубокая работа. Посещение Александром Лукашенко одного из минских рынков — ее заключительный этап. А до этого по президентскому поручению эксперты основательно проанализировали всю систему «челночного» бизнеса: где закупается товар, как перевозится, где крупно–, а где мелкооптовые звенья и сколько на каждом из этапов накручивается прибыли. Как действуют рынки и торговые комплексы? Какова структура затрат на одно торговое место? Словом, всплывшая проблема НДС стала отправной точкой для предметного анализа всего бизнес–направления. И высокое качество его проведения явно подтверждено, на мой взгляд, тем, что любая проблема, которую бы ни называл вчера Александр Лукашенко, исходя из доложенных ему фактов, находила отклик в среде предпринимателей. Коммерсанты явно не ожидали, что Президент до такой степени глубоко вник в суть их забот.

В ходе разговора достаточно явно проявилось то, что 18 процентов налога на добавленную стоимость, в сущности, ничто в сравнении с другими попутными затратами, груз которых несут предприниматели. Взять, к примеру, аренду. В некоторых центрах плата за торговое место доходит до 5 — 9 долларов за квадратный метр торговой площади. По итогам месяца выходит больше тысячи. Плюс к этому ряд предприятий выставляет обязательным условием аренды предоставление хозяину беспроцентного займа до 5 тысяч долларов на срок до 25 лет. Четверть века! Да до этого времени, может, и владелец бизнеса не доживет, дай Бог ему здоровья. А еще собираются «добровольные» пожертвования на развитие инфраструктуры, вывоз мусора, коммунальное обслуживание и прочее и прочее. Действительно, тут уж не до жиру. Но коль в этом случае разговор идет между коммерсантами, мелкими с более крупными, его содержание огласке особенно не придается. Можно ведь и вовсе без работы остаться. Так бы и терпелось, не обрати внимание власть на, по сути, рабство мелкого коммерсанта у хозяина крупного торгового предприятия.

Президент потребовал учесть все нюансы в разрабатываемом документе. Если речь идет об аренде, то необходим четко установленный уровень предельных ставок. При этом плата за место — единственный вид финансовых отношений арендатора с хозяином предприятия. Все поборы сверх нее необходимо запретить категорически. Более того, выдуманные беспроцентные займы и добровольные пожертвования людям нужно однозначно вернуть. Самим же предпринимателям Александр Лукашенко посоветовал создать при каждом рынке совет для качественного взаимодействия с местными властями. Главам администраций районов, руководителям исполкомов при этом строго указано на то, что любая обоснованная претензия предпринимателей должна становиться предметом оперативного разбирательства. Так же, как и жалобы на неправомерные действия сотрудников контролирующих и правоохранительных органов. Аналогичное указание дано и министру внутренних дел.

И еще один повод задуматься: как сэкономить на приобретении товара у зарубежных оптовиков и его перевозке в Беларусь? Одно дело, когда торговец приезжает к продавцу с 500 долларами и увозит на туристическом автобусе два баула товара, и совсем другое, когда закупку ведет мощный оператор с миллионными оборотами. Отсюда еще один совет Президента предпринимателям: подумать над тем, как объединить усилия для создания крупной закупочной структуры, которая работала бы в общих интересах. При этом государство готово помочь не только организационно, но и технически. Например, транспортом. В Правительстве посчитали, что доставка килограмма товара из Стамбула на самолете Ан–12 при полной загрузке обойдется всего в 1,76 доллара.

Таким образом, суть общения Президента с предпринимателями не сводилась к банальной дилемме: отменять НДС или нет. Это невозможно и в силу принятых Беларусью обязательств перед государствами–партнерами, и в силу того, что так работает весь мир. Смысл задачи — помочь найти коммерсантам те варианты сокращения затрат, которые компенсируют потери от уплаты НДС, а может, и сделают работу еще более выгодной, нежели раньше. Тенденция укрупнения бизнеса неумолима. Год — два — и те же гипер– и супермаркеты неизбежно вытеснят с рынка одиночек. Президент говорит об этом прямо, но отмечая свою заинтересованность в том, чтобы помочь вчерашним «челнокам» наименее болезненно пройти этот эволюционный этап роста. Пусть в этом сегменте бизнеса занято не так много людей, чтобы определять политический климат в стране. Но они полноправные белорусские граждане, которые имеют право на поддержку государством своих инициатив.

Ну а что касается непосредственно НДС, то до вступления в силу окончательного порядка его уплаты экономические санкции за ошибки исчисления применяться не будут. Но итоговое решение будет обязательно для исполнения всеми. Президент убежден, что любые законодательные противоречия ведут лишь к одному: формированию «серых» торговых потоков, за которыми по пятам идет криминал. И самим торговцам вряд ли хочется возвращения времен, когда погоду на рынках делали не они, а крепкие парни в кожанках и спортивных костюмах с бритыми затылками.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter