«Чистота души нужна и в отношениях со зрителем»

Валерий  Шмат — о  музыкальных  пристрастиях  арт-группы  «Беларусы»,  юных талантах  и  трудностях  пения  вживую

Валерий  Шмат — о  музыкальных  пристрастиях  арт-группы  «Беларусы»,  юных талантах  и  трудностях  пения  вживую 

Арт-группе «Беларусы» уже четвертый год. Сегодня это один из самых известных творческих коллективов страны, участники которого с первого выхода на сцену ярко заявили о себе, покорив тысячи зрителей красивым мужским многоголосием. Голоса этой семерки вокалистов называют золотыми, они звучат в самых престижных концертных залах, «Беларусы» сегодня нарасхват. Между тем есть еще одна сторона их творческой деятельности. При арт-группе уже третий год работает эстрадно-вокальная студия, где азы владения певческим голосом постигают молодые и совсем юные исполнители. С вопроса о ней началась наша беседа с создателем и художественным руководителем арт-группы «Беларусы» Валерием Шматом (на снимке). 

— Валерий, зачем успешному творческому коллективу студия для начинающих? 

— Изначальная идея — найти новые таланты. Вообще, мы придерживаемся мнения, что петь можно научиться каждому и абсолютно с нуля. То есть мы берем практически всех, но при наборе после прослушивания сразу говорим человеку, насколько велики его шансы и что у него в результате занятий может получиться – кто-то сможет хорошо петь для друзей, а у кого-то могут быть и профессиональные перспективы. Могу сказать, что есть немало случаев, когда молодой человек или ребенок, которые, придя в студию, не могли интонировать элементарных интервалов, уже в ходе первого года обучения показывали прекрасные результаты. 

— Сколько продолжается обучение? 

— Срок не ограничен, у нас не учебное заведение, а студия. Кто-то пробует, ему не нравится, и он уходит, а многие с удовольствием посещают и занятия эстрадного вокала, и хореографии, и актерского мастерства, знакомятся с различными музыкальными и танцевальными жанрами, общаются между собой и с преподавателями. На сегодняшний день у нас в студии занимаются около 200 человек от 3 до 30 лет, причем совершенно различной подготовки. Мы не ставим себе задачу дать нашим воспитанникам музыкальное образование, как в высшем или среднем учебном заведении. Наша деятельность направлена на общее музыкальное развитие, приобщение к искусству и творчеству, повышение музыкальной культуры. Но вместе с этим многие наши воспитанники достигают и хороших результатов, побеждают на различных конкурсах, выступают на ведущих сценических площадках республики. Например, в этом году наш 11-летний  Рома Волознев будет представлять Беларусь на детском музыкальном конкурсе «Славянского базара в Витебске». Вокалом с ним занимается один из артистов арт-группы, наш джазовый баритон Павел Никоненко. Вообще, он самый популярный преподаватель студии, чтобы заниматься у него, очереди стоят. Павел — профессиональный музыкант, как, кстати, и все педагоги студии, и все участники арт-группы «Беларусы». 

 Занятия с начинающими творчеству не мешают? 

— Нисколько. Мы по-прежнему активно работаем, много выступаем. Только что выпустили новый проект — диск белорусских авторов с  музыкой Владимира Будника и моей на слова Александра Алпеева. Это песни, которые еще ни разу никем не исполнялись в нашей стране. Презентация диска прошла 3 июля на сцене Дворца профсоюзов, с этой же программой нас уже пригласили выступить осенью в Москве.  

— С первых шагов на сцене «Беларусы» сделали ставку на многоголосное пение, соединение академического с эстрадным и не ошиблись, публике этот симбиоз пришелся по душе... 

— Мы исполняем классические и современные произведения, музыку  духовную, народную, джаз... В многоголосном коллективе, в оригинальных обработках и аранжировках даже самые известные произведения звучат по-новому. В коллективе работают профессионалы,  и, слава Богу, образование позволяет быть гибкими в использовании различных музыкальных стилей. Мы хотим, чтобы человек, побывав на нашем концерте, не только получил удовольствие от услышанного, но и стал более образованным в музыкальной сфере. Например, в концерт для молодежи обязательно включаем 1—2 произведения классики или a cappella, и зал, поверьте, просто в восхищении. Или вот сложилось стереотипное мнение: модным может быть только то, что исполняется по-русски, а если по-белорусски, то это нафталин. В своих концертах популярные современные вещи мы исполняем именно на белорусском языке, и их прекрасно принимают. На мой взгляд, не бывает плохой музыки. Бывает музыка плохо исполненная или исполненная не для той аудитории.  

— Ваш коллектив славится живым исполнением. Легко ли держать эту марку среди обилия голосовых фонограмм? 

— Один мой старый знакомый, которому уже за 80, говорит: «Дай бог табе, унучак, усё ўмець, ды не ўсё рабiць». Все зависит от желания артиста. Если он не хочет или не может работать вживую, он сто причин придумает, чтобы этого не делать: то голос не звучит, то болен, то не успевает подключиться… «Живьём» работать сложно, ведь большинство наших залов не приспособлены для живого звучания. Но стараемся,  договариваемся об аппаратуре, подключаемся и работаем. Кстати, благодаря Федерации профсоюзов Беларуси, которая нам очень помогла с аппаратурой, в том числе и со звуком, как правило, хотя бы минимум ее привозим с собой на концерт. Потому что знаем, что ни радиомикрофонов, ни компрессоров нам никто не предоставит. В лучшем случае — несколько колонок и мониторов. 

— Но ведь настоящий артист и без всякой там аппаратуры споет? 

— Споет. И у нас был случай, когда в зале на концерте отключился свет, а соответственно, и микрофоны, и запись инструментального сопровождения. Мы пели без микрофонов, a cappella. И зал взрывался аплодисментами. Но как спеть, например, на стадионе? Если аппаратура неважная, отходишь на 20 метров, и уже не слышно ни слова. Два-три таких концерта — и связки можно похоронить. Для живого концерта нужны определенные технические условия. И это не роскошь. А нам говорят, мол, поставим мы вам три колонки, включите «фанеру» и работайте. Я отвечаю: нет. Если так, то зачем нам куда-то ехать на концерт, мы можем выслать свой диск – крутите и слушайте запись… 

По-моему, Достоевский сказал: «Талант требует чистоты души». Может, это слишком высокопарно, но я считаю, она нужна и в отношениях между людьми, и в отношениях со зрителями. Поэтому «Беларусы» стараются  делать свое дело качественно и быть на сцене предельно искренними и открытыми. И мне приятно, что люди чувствуют это, когда подходят и благодарят нас после концертов. Ведь живое исполнение — это колоссальное эмоциональное общение и насыщение. Его не может не почувствовать ни зритель, ни артист. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter