Почему авторитет врача продолжает падать и как изменить ситуацию?

Чистота белого халата

Слово врач перестало звучать гордо. Утверждение, несомненно, спорное. Однако основано оно на ситуации с кадрами в поликлиниках. Складывается впечатление, что там работают неопытные выпускники, похожие на героев сериала «Интерны», и пенсионеры. Золотая середина, вроде доктора Быкова, в реальной жизни — мифическая аллегория. Кто-то уже закипел от возмущения и предъявил главный аргумент: мол, кто за такую зарплату будет возиться с вечно недовольными пациентами? Но неужели дело только в деньгах? Уходят оттуда, где плохо. Плохо во всех смыслах.


В прошлом году на Гродненщине не хватало 431 врача, в нынешнем — 357. Виртуальную очередь к узким специалистам надо занимать как минимум за две недели. Из общего числа врачей, работающих в организациях, подчиненных управлению здравоохранения, почти четверть составляют работники пенсионного возраста. При этом далеко не все выпускники прибывают к месту прохождения интернатуры и к первому месту работы. Причины молодые доктора называют разные: от нежелания работать в глуши до переезда за границу. Только Гродненский медицинский университет не возместил в республиканский бюджет 870 млн рублей. 

Недокомплект сказывается, прежде всего, на нашем с вами здоровье. Телефон приличного доктора передают только хорошим знакомым и родственникам. К незнакомым лучше вообще не ходить, чтобы не рассказывать потом об очередном «вредителе». При этом врачи всегда находят отговорку, мол, не следовал рекомендациям, не вовремя обратился. Врачебная ошибка — слишком тонкая материя для обывателя. Но авторитет врача продолжает падать, и совершенно непонятно, как изменить ситуацию. От полного доверия пациента к врачу зависит успех любого лечения, начиная с банальной простуды. Но когда ему возникнуть, если больной видит и общается с эскулапом считанные минуты: вы только представьте себе, в женской консультации Мостовской ЦРБ в начале года прием вела одна заведующая. Еще один доктор трудится в стационаре. Оба — пенсионного возраста. Количество вакансий — 4 полные ставки врача. На учете в женской консультации почти 14 000 человек, в том числе 260 беременных. Ежедневный прием во время профосмотров — от 60 до 70 человек. 

Неудивительно, что в поликлиниках и больницах санитарные службы все чаще обнаруживают случаи нарушения требований санитарных правил, норм и гигиенических нормативов. Неожиданная проверка Лидской центральной районной больницы принесла такие же неожиданные результаты: отдельные помещения захламлены строительным мусором, отходами, подвалы затоплены. В глаза бросились пустые бутылки от спиртных напитков, дефекты внутренней отделки помещений, плесень, паутина, несоблюдение требований к организации питания пациентов. Только за нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства привлечены к административной ответственности 576 ответственных лиц, в том числе 237 руководителей организаций здравоохранения. 

А может, это мы стали чересчур много требовать от людей в белых халатах? Чего только не предлагают, чтобы уменьшить в поликлиниках толпы страждущих получить помощь. И электронные записи, и платные услуги. А они, ну как назло, не рассасываются. Среднестатистический портрет врача поликлиники не прибавляет оптимизма. В большинстве случаев — это замученная работой женщина средних лет, порой без макияжа и без настроения. Ей бы самой себе помочь выбраться из бумагомарательной рутины, отдохнуть как следует: ведь доктора «пашут» на 1,5—2 ставки — и все равно на жизнь не хватает. Вроде бы все просто: надо поднять социальный уровень доктора насколько это возможно, тогда и уважать начнут. Мы — их, они — нас. Давно ведь перешли на жизнь по рыночным законам, все ищут прибыль, и, естественно, это отразилось на медицине. Правда, не всегда жажда к обогащению доводит до добра. Чаще — до ответственности. 

Во многих учреждениях здравоохранения Гродненщины периодически всплывают нарушения бюджетного законодательства. В Гродненской областной клинической больнице платные медицинские услуги оказывали медработники, зарплату которым платило государство. Тем паче обидно, что делали они это в свое основное рабочее время. То есть бесплатно времени на пациентов нет, а за деньги — милости просим?

Такие же случаи были и в Лидской райбольнице. Суммы на оплату труда докторов и сестер ушли немалые — с учетом ставки рефинансирования Нацбанка — 2,2 млрд рублей. В этих же больницах при проведении ремонтных и общестроительных работ допущено незаконное получение средств бюджета на сумму 684 млн рублей. Приписки, завышение стоимости работ и расценок — совсем не по-гиппократовски. 

Некоторые примеры бесхозяйственности просто поражают. Поневоле начинаешь задумываться: может, руководить больницами и поликлиниками должны другие люди? К примеру, бывший главврач областной больницы самовольным приказом вывел из состава специальный автомобиль категории «Скорая медицинская помощь». Но его продолжали незаконно содержать за счет бюджета, потратив при этом 121 млн рублей. Но это еще не все. Пассажирский микроавтобус Фольксваген Крафтер тоже числился в списках машин скорой медпомощи. Но использовался для участия в выставках, семинарах и совещаниях, торжественных мероприятиях, а также в свадебных торжествах и туристических поездках. На веселое времяпрепровождение из бюджета ушло 290 млн рублей. 

Такое чувство, что отсутствием солидных заработков можно объяснить прохладное отношение к работе. Дескать, мало денег — мало стараний. Да еще в тех случаях, когда для работы есть все необходимое. Для наглядности приведу всего два примера. В 2013—2014 годах для медицинских учреждений Гродненской области за счет средств республиканского бюджета были приобретены фиброгистероскопы и эндовидеокамеры стоимостью 5,3 млрд рублей. Но далеко не везде они оказались востребованными. Например, в Щучинской центральной районной больнице оборудование стоимостью 223 млн рублей использовали только два раза. Неужели не было желающих пройти осмотр? Оказалось, что в больнице всего-навсего отсутствуют условия для правильной стерилизации принадлежностей новинки, которая должна проводиться в газовых камерах. Также в штате должна быть должность врача-анестезиолога. В Лидской больнице единственный компьютерный томограф стоимостью 5,4 млрд рублей оказался неисправен более четырех месяцев. Деньги на ремонт нашлись только после вмешательства проверяющих органов. 

Понять хорошо или плохо работают врачи можно просто: сравнить уровень рождаемости и смертности от самых распространенных заболеваний. С чем сравнить? С прошлыми годами, с теми же показателями в европейских странах. Проведенный анализ результатов реализации Национальной программы демографической безопасности показал: на Гродненщине в 2014 году показатель рождаемости на тысячу населения снизился на 2,3%, самый высокий отрицательный прирост отмечается в Слонимском и Волковысском районах. Заметно увеличилась смертность от болезней кровообращения и новообразований. Получается, нам очень нужны врачи — хорошие и разные. Как не допустить, чтобы наши молодые врачи не разочаровались в профессии, не уехали за границу? Вопрос этот задан уже давно, но до сих пор висит в воздухе. 

Tanula.K@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter