Чистое небо

Кто и как контролирует безопасность воздушного пространства страны

Кто и как контролирует безопасность воздушного пространства страны

“Цель номер 52, азимут 30, удаление 240. Время — 11.33”. На мониторе комплекса систем автоматизации появляется новый объект, о чем оператор немедленно докладывает оперативному дежурному командного пункта батальона. С этого мгновения летательный аппарат находится под контролем локаторов, и каждые десять секунд информация о его местоположении обновляется. Напряженная и ответственная работа военнослужащих 8-й радиотехнической бригады не останавливается ни на минуту. От всевидящего ока радиолокационных станций не должен ускользнуть ни один воздушный объект, будь то современный самолет, шар-зонд или стая птиц.

Истребитель в облаках

Служба у специалистов радиотехнических войск непростая. Им нужно знать назубок не только виды и типы воздушных судов, но и, например, маршруты миграции птиц — время перелета, направление, скорость и так далее. Но, пожалуй, одно из главных качеств — умение быстро принять единственно верное решение. В принципе локатор способен уверенно обнаружить шар-зонд, дрейфующий аэростат или метеообразование. Распознать, что именно за объект появился на мониторе — это уже задача дежурных смен командных пунктов, которые собирают и анализируют различную информацию от многих источников.

— Если возникнут даже малейшие сомнения в правильности решения, велика  вероятность, что в воздух будет поднят дежурный истребитель для визуального обнаружения и распознавания цели, — поясняет Игорь Эдуардович. — Бывает и так, что приходится поднимать самолет или вертолет по неопознанной цели, и в этом нет ничего удивительного. Отметка от метеообразования или стаи птиц на локаторах практически идентична отметке от легкомоторного самолета. Да и по скорости эти объекты близки, иные облака движутся со скоростью до 180 километров в час. Тут сложно сразу принять адекватное решение, не обработав массу различной информации. 

“Восток” — дело выгодное

В последние годы идет системная работа по обновлению и модернизации вооружения и военной техники радиотехнических войск. По словам Игоря Насибянца, разрабатываются средства радиолокационной разведки специально для обнаружения маловысотных целей. Один из таких локаторов, способный “брать” цель практически от земли, уже прошел успешные испытания и принят на вооружение. Для обнаружения низколетящих целей предназначена станция белорусского производства “Роса-РБ”. Она работает в автоматическом режиме и способна распознавать воздушные цели на высоте верхушек деревьев в радиусе до 50 километров, обнаруживать не только управляемые человеком объекты, но и образцы беспилотной авиации. При этом установить, где в этот момент базируется станция, достаточно трудно.

Настоящая гордость отечественных специалистов — радиолокационная станция “Восток”. “В будущем она сможет заменить три-четыре сегодняшних радиолокатора, — рассказал Игорь Насибянц. — Новая техника менее габаритная и более надежная, ее дальность действия превышает 300 километров. При необходимости станция способна работать автономно, от собственного генератора энергопитания. А чтобы перевести РЛС “Восток” из походного положения в боевое, достаточно всего восемь минут. Для сравнения, у техники советского образца подобный норматив мог достигать суток”.

В радиотехнических войсках ВВС и войск ПВО широко применяется мощный комплекс средств автоматизации “Риф-Р”. Фактически это передвижный командный пункт, который способен обработать и выдать информацию одновременно по 250 воздушным объектам и сопровождать их на высотах до 43 километров в радиусе до 1200 километров.

Бонус за службу

Это кажется невероятным, но обслуживать столь сложную технику и нести на ней боевое дежурство могут даже солдаты-срочники. Причем для подготовки им требуется всего три месяца.

— Естественно, при отборе в радиотехнические войска первоочередное внимание мы обращаем на выпускников специализированных факультетов БГУИР и БГУ, имеющих образование в области радиотехники и программирования, — говорит Игорь Эдуардович. — При этом от личного состава требуются недюжинное внимание, дисциплинированность и собранность. Находясь на боевом дежурстве, на мобильнике не поиграешь. Цена ошибки может оказаться слишком высокой, поэтому за нарушение правил несения боевого дежурства предусмотрена даже уголовная ответственность.

Длительное умственное и физическое напряжение выдержит не каждый. С учетом постоянной круглосуточной работы радиотехнических войск в подразделениях, расположенных вдоль государственной границы, выслуга лет военнослужащим начисляется из расчета год за полтора. А зарплата у офицеров и прапорщиков радиотехнических войск выше, чем на аналогичных должностях в других родах войск. Ну а у солдата, прошедшего службу в радиотехнических войсках, тоже есть неоспоримое преимущество: ему легче найти хорошую высокооплачиваемую работу на гражданке. Получив отличную подготовку, эти люди становятся хорошими электриками, техниками-электрониками, осваивают сложнейшее программное обеспечение, что в наш цифровой век всегда востребовано.

Не думай о секундах свысока...

— Каждые сутки в воздушном пространстве страны пролетает порядка полутора тысяч воздушных судов. И это только те рейсы, которые выполняются по заявкам и расписаниям полетов иностранных авиакомпаний и нашей авиации. А ведь мы имеем массу полетов легкомоторной авиации, фиксируем полеты иностранных воздушных судов, в том числе и боевых, в приграничной полосе, — рассказывает начальник радиотехнических войск — начальник управления командования ВВС и войск ПВО Игорь Насибянц.

— Есть ли некие нормативы по обнаружению и распознаванию воздушных объектов? — интересуюсь у собеседника.

— Безусловно. Мастерство оператора, находящегося за экраном локатора, состоит в том, чтобы выдать информацию об обнаруженной цели с первой засечки. Подготовленный чуть слабее потратит больше времени на оценку обстановки, то есть выдаст информацию со второго или третьего обзора. Что это значит? Темп обзора воздушного пространства — десять секунд, то есть, если оператор не обнаружил цель на первой засечке, а выдал информацию с задержкой на 20 секунд, то за это время пассажирский “Боинг”, например, пролетит примерно пять  километров, а боевой самолет и более.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter