Режиссер народного театра Николай Пытляк: мерилом профессионализма культработника должны быть не справки и отчеты, а содержание его работы

Чистое искусство

Меньше бумаготворчества и больше дела — делегат VI Всебелорусского народного собрания Николай Пытляк выступает против формализма в культуре

Каждый район Беларуси уникален, но особую узнаваемость тому или иному краю придают культурные бренды, за которыми стоят творческие, увлеченные и креативные люди. Такие, как режиссер народного театра Березинского районного центра культуры Николай Пытляк — основатель известного фестиваля «Березинская рампа». Без малого четверть века проект собирает в конкурсной программе лучшие любительские театры Минщины. Для жителей и гостей райцентра фестивальные дни — настоящий праздник, который потом еще долго обсуждают. И всегда с нетерпением ждут следующий.


Фестиваль «Березинская рампа» проводится раз в два года с 1997-го. Двенадцатый по счету биеннале, который должен был пройти в конце ноября 2020-го, пришлось из-за пандемии отложить. Николай Пытляк надеется, что форум состоится в этом году и будет приурочен ко Всемирному дню театра.

— За это время нашим народным театром, который получил это звание еще в 1978 году, отыграно 18 спектаклей, — говорит о творческой копилке режиссер. — Обычно в конкурсной программе участвует 7—8 любительских театров. А в целом за период фестивалей зрители увидели около 70 постановок. Все они прошли с аншлагом. Мы стараемся сохранить интригу и всегда удивить искушенного зрителя.

Искусство — не только зеркало общественной жизни, но и сила, способная объединить людей. Если говорить о подопечных Николая Николаевича, то это люди разного возраста и профессий: от старшеклассников до пенсионеров. Самый старший служитель Мельпомены из Березино давно разменял восьмой десяток. А режиссера актерская стезя, признается, привлекала с детства, поэтому в школе без него невозможно было представить ни одного творческого мероприятия.

— Роль Деда Мороза играю уже 55 лет, с седьмого класса, — шутит собеседник.

Детство Николая Пытляка прошло в деревне Скураты на Брестчине. И хоть отец советовал Коле присмотреться к профессии механика, сын пошел навстречу мечте и после сельской школы в 1969 году отправился в столицу на курсы клубных работников, организованные при Минкультуры. Затем был театрально-художественный институт, после которого много где пришлось потрудиться, прежде чем судьба в начале 1990-х занесла в Березино. Николай сменил большой город и должность заместителя директора Русского драмтеатра, чтобы быть рядом с любимой женщиной. Валентина Анатольевна — тоже работник культуры. Вначале Пытляк был режиссером районного Дома культуры, а затем возглавил народный театр.

— Понимал, что чего-то не хватает и людям, и райцентру в культурном плане, — вспоминает то время Николай Пытляк. — Мы работаем, придумываем, творим, но в то же время варимся в своем соку, и нет у нас своей фишки. В советские времена в Прибалтике проводился театральный фестиваль «Рампа дружбы». Однажды и мне там удалось побывать. Решил организовать на уровне области что-то подобное. В облисполкоме идею поддержали. Так все и закрутилось.

«Березинская рампа» стала знаковым проектом в культурной жизни региона. Постановка Николая Пытляка «Забыть Герострата» в 2016 году принесла ему Гран-при. Планов у режиссера много. Давно мечтает поставить «Короля Лира».

Представлять интересы земляков на Всебелорусском народном собрании для Николая Николаевича — миссия почетная и ответственная. Как человек, связавший жизнь с культурой, он считает очень важным в контексте обсуждения развития страны уделить этой сфере серьезное внимание:

— Конечно, речь не идет о массовой культуре, которая порой не лучшим образом влияет на неокрепшие умы. И часто с недоумением читаешь высказывание отдельных ее «деятелей», что пандемия лишила их заработка, люди не идут на концерты, не за что содержать свои особняки. Простые работники культуры, которые за 600—700 рублей с утра до ночи отдают себя профессии, почему-то этими вопросами не задаются. Вот таких энтузиастов, которые горят на работе, и надо поддерживать.

Мерилом профессионализма должны быть не справочные отчеты и формуляры с галочкой «проведено!», а то, каким содержанием было наполнено мероприятие и какой след в душе людей оставило. Тогда и вопросов будет меньше, что мы где-то что-то в воспитании подрастающего поколения упустили.

Еще Николай Пытляк считает важным оберегать и поддерживать народную культуру, которая впитала в себя лучшие качества белорусов:

 — Мы должны знать и чтить традиции предков. Забыв прошлое, не построим счастливого будущего.

zakharov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter