Директор Института биофизики и клеточной инженерии НАН Андрей Гончаров вместе с командой делает новые открытия

Чисто клеточный продукт

Прототип белорусской инактивированной вакцины готов, проведены предварительные доклинические испытания. Теперь дело за опытно-промышленным производством для полноценных доклинических исследований. Актуальности вакцина не утратит, потому что ковид, скорее всего, продолжит циркулировать. Причем его распространение зависит не от сезонности, а от интенсивности мутаций, количества привитых.


— Сейчас почти все страны снимают ковидные ограничения. Но прививаться и ревакцинироваться по‑прежнему нужно. Приведу пример на своем опыте. Вакцинировался китайским препаратом, через полгода «Спутником Лайт». Спустя два месяца поднялась небольшая температура. Через некоторое время защитные антитела зашкаливали. Значит, действительно был коронавирус, но я даже не понял. Это итог прививки, — делится директор Института биофизики и клеточной инженерии НАН Андрей Гончаров.

Новые разработки

При лечении одних заболеваний иммунную систему нужно подавить, в других случаях — стимулировать. Оба варианта достигаются благодаря перспективному направлению — биомедицинским клеточным продуктам, которых Андрей Гончаров и его команда разрабатывают аж 12 видов. При таком количестве институт может претендовать на мировое лидерство. Есть спасение даже от пневмонии.
— Занимаемся абсолютно новыми для нашей страны клеточными продуктами, — подчеркивает Андрей Гончаров. — Допустим, с помощью регуляторных Т‑лимфоцитов лечим аутоиммунные заболевания. 

Взять системный склероз. При нем поражается кожа, соединительная ткань, страдают сосуды и внутренние органы. Это приводит к летальному исходу, а способы лечения относительно малоэффективны. Задача биомедицинских клеточных продуктов — подавить избыточную функцию иммунной системы.

В другом методе используются мезенхимальные стволовые клетки обонятельной выстилки. Они спасают при системной красной волчанке, вирусных пневмониях, аллергическом рините и других недугах — эти исследования институт проводит совместно с ­БГМУ и ­РНПЦ оториноларингологии. Аллергический ринит — проблема более серьезная, чем кажется на первый взгляд. У многих пациентов симптомы настолько выражены, что мешают жить. Они часто связаны с пыльцевой аллергией, но могут проявляться круглогодично, даже зимой. 
— Помощь при этой болезни больше системная. Но если ее оказать не удается, можно хотя бы местно подавить избыточную реакцию, снизить клинические проявления. Подслизисто в нос ввели первые дозы клеток. Пациенты неплохо перенесли процедуру. 

Материал использовали донорский. Ведь если у человека выраженная воспалительная реакция слизистой, значит, свои клетки реагируют относительно слабо. К тому же донорство дает возможность быстрее приготовить и ввести дозу. Чтобы обколоть слизистую, понадобится около 10 миллионов клеток, — конкретизирует Андрей Гончаров.

Киллеры для опухоли

Киллерные клетки (тоже биологическая терапия) ищут опухоль и уничтожают ее. Таким образом в институте разрабатывают еще один подход к лечению онкозаболеваний. Клинические испытания начнутся во втором квартале этого года в Минском онкодиспансере и на кафедре онкологии ­БГМУ. Задача непростая: с одной стороны, стимулировать иммунитет, с другой — убить опухоль. Речь прежде всего о раке поджелудочной и молочной желез, желудка, кишечника.

За биомедицинскими клеточными продуктами настоящее и будущее, уверен Андрей Гончаров:

— Такой способ популярен при лечении остеоартрита. В прошлом году начали активно использовать фибробласты кожи при лечении ожогов. Совместно с коллегами из Бел­МАПО недавно научились применять клеточную терапию в акушерстве и гинекологии при невынашивании беременности. Чтобы предотвратить неправильное рубцевание, после зашивания матки рубцы обкалываются стволовыми клетками. Добиваемся клинических результатов, если плод не прикрепляется к внутренней поверхности из‑за недостаточности роста эндометрия. 

— К тому же получаем лицензию на косметическую хирургию, с помощью фибробластов (клеток, отвечающих за регенерацию) будем возвращать коже молодость, — улыбается Андрей Гончаров.
Биологическая терапия — не единственный, а дополнительный метод лечения, который помогает организму восстановиться. В большинстве случаев она влияет положительно. Особенно хорошая эффективность при онкологических болезнях на ранних стадиях.

basikirskaya@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter