До победного мая два месяца, однако есть ощущение, что в «змагарском» стане настал момент попыток «мобилизации» гитлерюгенда

Чистить пора и с гнильем прощаться

Как мы помним по памятной фотографии, Гитлер вручил награды мальчишкам в саду рейхсканцелярии в апреле 1945 года. Его идейный варшавский последователь на днях подкинул молодежи не орден, а подарочек в духе времени — компьютерную игру. Пишет, что в ней нужно убегать от врагов и собирать картошку. Среди персонажей «ходилки» есть омоновцы, работники ЖКХ и многие другие. «Мы развернемся и побежим за противниками, а не наоборот», — мечтают подстрекатели очередных «бродилок». Похоже, уход в виртуальный мир — лучшее решение. Но вот какой фактик зацепил внимание. Он очень хорошо иллюстрирует соотношение «змагарского» меньшинства и большей части белорусского общества. И связан с нашим национальным продуктом — картошкой.


Так вот, в инструкции в оппо-игре создатель интригует: «Вам будет попадаться картошка, собирайте ее, ведь вы точно знаете, что с ней делать!» В Беларуси без картошки, что гулянка без гармошки. Только «бэчебэшники» совсем не то имели в виду. Грешным делом, я подумала провести маленький эксперимент. Позвонить председателю какого-нибудь хозяйства, механизатору, да хотя бы учителю сельской школы, и спросить: «Что вы делаете с бульбой?» Тут не надо быть Тосей Кислицыной из «Девчат» или шеф-поваром элитного ресторана, чтобы сочинить ответ: сажаем и копаем, жарим и варим, перебираем, грузим… Как далеко нормальные люди от «змагарских» дел, как они, наоборот, далеки от народа. Мы же помним, что у многих протестунов сохранилось какое-то детское отношение к действительности. Поэтому подсказку на этот раз нужно искать в детских стишках, например, Натальи Капустюк:

Вы слышали —
Наша картошка — в мундире?!
— Налево! Направо!
Ать-два! Три-четыре! —
Начищен, застегнут
Картошки мундир.
В котле на столе —
Здесь она командир!

Командиры в виртуальных тележках. Нашу бульбу ради фото «змагары» не едят — наряжают человечками со своей символикой. Рисуют мордочки, расставляют своих «солдатиков» и проводят «протестные акции». Эх, не говорила им мама: «С едой играть нельзя…»

Это бы все хиханьки да хаханьки, но «шутки» с продовольствием — какой-то фирменный знак не самых добросовестных инфо-каналов, которые не грех разоблачить. Такие накаты «шеф, все пропало!» уже стали почти лейтмотивом бывшего СМИ: погромче прокричать в заголовке одно, а в тексте скромно написать другое. 

Так отметились на днях: «Произойдет скачок доллара — часть продуктов может исчезнуть». Речь идет о запрете и ограничении роста цен на 62 социально значимых товара первой необходимости и 50 позиций лекарств. Среди них, между прочим, картофель присутствует. Еще бы — по потреблению на душу населения этого продукта наша страна на первом месте в мире. И что же мы читаем: «Что касается продуктов и непродовольственных товаров (в том числе подгузников, туалетной бумаги), на которые ввели потолок по росту цен, то участники рынка прогнозируют, что дефицита товаров не должно быть». Заголовком напугали, выводом — успокоили. Но главное не это. Журналистский взгляд режет отсутствие в тексте ссылок, имен, должностей. Комментарии, прогнозы дают какие-то полностью анонимные «один из крупных поставщиков товаров» и «участники рынка». Где мундиры, звания, регалии продуктовых экспертов? Нарисованы на картошке или нагаданы на кофейной гуще? 

Но цель подобных материалов не в том, чтобы проинформировать. Главное — напугать, запутать и поставить в конце опросик с провокационными вопросами типа «А вы побежите закупаться?». Цель в информационной вой­не одна: задурить и управлять поведением людей. Паника полезна на любых фронтах.

А вот еще пример «наброса на вентилятор» в том же информационном ключе. Убежавший в Гданьск «змагар» первым делом пишет отчет о ценниках в магазине «у них и у нас». Вроде бы честно обещает все цифры привести без учета временных акций. И тут же «тись» картиночку с акционной картошкой по 0,99 злотого. Большинство других овощей в Гданьске дороже, но мы же помним: расчет на «больную» кнопку. Кто читает все эти подробности про какую-то капусту? В начале самое главное сказать успели, оно и запомнилось.

Дефицит картофеля у нас в стране, серьезно? По его производству республика занимает 11-е место в мире. Самое забавное, что почти одновременно с той статьей на аграрном портале Украины появилась другая. В ней пугают (на этот раз украинцев) «экономической войной в направлении картофелеводства». Снова «солдатики»? Мол, импорт картофеля в нашу южную соседку за последние два года увеличился на 2500 процентов, то есть в 250 раз. Крахмала картофельного — на 700 процентов. И жалуются, что в основном это продукция из Беларуси. 

Эту информацию мы развенчивать не будем. Что уж там, нашу бульбу и в Казахстане едят, и в Грузии, и даже швейцарцы пробовали. Вон в Толочинском районе построили свой цех быстрого замораживания картофеля — заменить иностранные полуфабрикаты… Журналисты «Сельской газеты» на эту тему много могут рассказать, сейчас ограничимся одним маленьким фактом от совершенно официального источника — Минсельхозпрода. Рабочий план по подготовке и проведению весенних полевых работ готов. Картофеля в этом году планируют получить 1,1 миллиона тонн. И эта заявка абсолютно реальная, без игр на чужих полях.

Сельчане знают, что делать с бульбой: картошку копать — не руками махать. Далеки от этих забот любители бесцельных «ходилок» и виртуальных игр. Но именно эти умения нужно передать молодым, чтобы вопроса про применение клубней даже не возникало. Чистить пора и с гнильем прощаться!

yasko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter