Почему свет на клинерах сошелся

Чистая сила

Еще десять лет назад сложно было представить средне-статистическую домохозяйку, которая вызовет мыть полы и протирать мебель бригаду профессиональных уборщиков. Но времена меняются. На отечественном рынке услуг появились сотни клининговых компаний. С английского cleaning — “убирать”, “чистить”. Сколько стоит их работа и пользуется ли спросом?

Сперва немного теории от руководителей одной из таких компаний. Сейчас услуги профессионального клининга наиболее востребованы в корпоративных зданиях — офисах, магазинах, точках общепита. Что касается частного жилья, то заказывают уборку люди со средним и высоким достатком:

— Хотя только за последние три года стоимость упала, по нашим наблюдениям, более чем в два раза, — говорят специалисты. — Цены стали демократичнее, причем обсуждаются с клиентами в индивидуальном порядке. Например, поддерживающая уборка в стандартной однушке стартует от 35 рублей. Генеральный клининг — от 100 рублей. Желая очистить жилье после ремонта, нужно ориентироваться на 2,5 рубля за квадратный метр. Вроде бы и не так дорого. Однако у этой, казалось бы, хорошей для потребителя динамики есть и обратная сторона.

Фото автора

Осознав, что ниша подобных услуг в нашей стране практически пустует, на рынок массово пришли индивидуальные предприниматели — за два года количество предложений увеличилось в пять раз. Не ведет ли это к демпингу цен и девальвации профессии? Корреспондент “НГ” решил в этом разобраться с тряпкой в руках и испытать на себе — легко ли дается клининговый рубль.

Светлана на этом рынке работает более 10 лет, ее напарница Анжела — 3 года. Сегодня им предстоит вычистить до блеска новостройку площадью примерно 70 “квадратов”. Здесь стандартный набор из слоя строительной пыли, клякс краски и побелки, потеков и въевшейся во все “поры” грязи.

Женщины осматривают фронт работ. Попутно рассказывают об этапах “зачистки”. Из года в год основные правила остаются неизменными. Уборка начинается с мытья окон (сперва на балконе). Потом все остальное, причем с угла дальнего к выходу помещения и сверху вниз.

Светлана и Анжела пропустили через свои руки тысячи квартир и коттеджей, но с особым удовлетворением вспоминают работы во Дворце Независимости, медицинских центрах, музее Великой Отечественной войны. А еще в распоряжении уборщика новой формации — целый арсенал специального оборудования и химических средств. Используемую химию в магазине не купишь. Это едва ли не эксклюзивный продукт для избранных. Но обращаться с ним приходится аккуратно:

— Вот средство для очистки фуги с кафеля, — демонстрирует безликую баночку Светлана. — На своем опыте убедилась, что оно губительно для нержавейки. Одной капли достаточно, чтобы “убить”, например, смеситель, полотенцесушитель или рукомойник. Эффективная в чистке натяжных потолков жидкость оставляет ожоги на ламинате. Средство для придания блеска паркету безнадежно испортит велюр на диване или ковровое покрытие.

Подобным вещам нигде не учат. Все — методом проб и ошибок. У Анжелы последний инцидент произошел с керамической варочной панелью. Нагар никак не поддавался стандартным средствам. Решила протереть порошком для напольной плитки. Один взмах губки, и на гладкой поверхности остались глубокие царапины. Пришлось возмещать стоимость кухонного гаджета из своего кармана. Таковы правила:

— Все мы люди, иногда случаются происшествия, — делится Светлана. — На моем “счету” из того, что помню, разбитая небольшая статуэтка. А у коллег, знаю, и французские окна выпадали, и плафоны на итальянских люстрах бились, и “плазма” со стены летала.


Кстати, действительно люди бывают разными. Светлане надолго запомнился коттедж на полтысячи “квадратов”. Дел там было немеряно — пришлось вычищать помещения после глобального ремонта. Работа была выполнена в прямом и переносном смысле блестяще. А потом заявился хозяин, и что-то пошло не так:

— Он с ходу указал на глубокую царапину на зеркале, а также на сколы на трех плафонах кухонной люстры. У нас-то и приспособлений не было, чтобы такие повреждения нанести — сплошь пластик и поролон. Платить отказался, и мы ушли несолоно хлебавши. Обидно было.

Случается, заказывают стандартную уборку, а по адресу обнаруживается “объект”, в который без спецодежды и войти страшно.

Светлана задумчиво ощупывает потертость на подоконнике в гостиной. Достает фотоаппарат и делает несколько снимков дефекта. Теперь, в случае чего, можно будет доказать, что повреждения были еще до начала уборки. Рассказывает, как часто в былые времена попадали на деньги. Классический случай — оказание услуг в жилье после ремонта. Традиционно полы там застелены картоном или полиэтиленом. Нередко строители проливали краску или царапали декоративное покрытие, а затем маскировали все это под защитным слоем.

Впрочем, далеко не все конфликты с заказчиками можно разрешить с помощью подобных доказательств, говорит Светлана: “Могут и оклеветать. Со мной такого не случалось, но от коллег слышала неприятные истории про обвинения в кражах”.

Из последних находок Анжелы — стопка денег между книгами. Причем впоследствии оказалось, что клиентка о своей заначке давно и благополучно забыла. Дело обернулось благодарностью. А могло быть иначе.

Перед визитом в чужое жилье специалисты четко оговаривают с хозяином фронт работ. Если речь идет лишь о протирке поверхностей, это одно. Если уборка глобальная, клинер просит рассказать, на какие сюрпризы он может наткнуться. Кроме того, обо всех находках незамедлительно сообщается менеджерам компании, а уж те связываются с клиентом.

Уборка в “нашей” чужой двушке заняла около 3 часов. Жилье преобразилось на глазах. Посветлели стены, заблестела на солнце паркетная доска, проявился рисунок на кухонной столешнице, засиял кафель, заискрились люстры. Сколько это стоило? Женщины скромничают: “Если не лениться, на жизнь хватает”. Заместитель директора компании Олег Дубин оперирует четкими цифрами. Он говорит, что система во всех фирмах примерно одинаковая — 30 процентов от прибыли с уборки квартиры идет на амортизацию оборудования и закупку химии, еще 20 — на счет компании. Остальное — доход самих исполнителей. Вот и считайте, насколько верно представление большинства людей о профессии современной уборщицы.

Мнение

Мария Акулова, эксперт Центра экономических исследований БЕРОК:

— Сегодня многие виды профессий переживают второе рождение, происходит повышение их престижа в глазах населения. И речь не только о бывших уборщиках, которые “переродились” в уважаемых клинеров. Дворники из анекдотов сменились специалистами по содержанию и озеленению дворовых территорий. Шоферов за баранками сменили водители в белых рубашках и галстуках. Повышается статус нянь. Стали цениться специалисты по уходу за одинокими стариками. Такая тенденция перерождения сохранится и впредь благодаря нескольким факторам. Во-первых, люди научились ценить свое время. Научились считать, что выгоднее — потратить целый день на уборку в квартире или вызвать клинеров, а тем временем заработать в три раза больше. Во-вторых, стал больше цениться квалифицированный труд. Пришло осознание, что каждый должен заниматься своим делом, что хорошо обученный, опытный специалист сделает определенную работу не только быстрее, но и лучше дилетанта. В-третьих, мы постепенно приходим к исключительно европейским оценкам профессий, где размыто понятие престижа, но есть оценка качества выполняемых услуг. В странах ЕС больше уважения и почета вызывает высококвалифицированный дворник, чем бездарный работник самых элитных сфер. Исключительно по труду — и честь.

НЕ КУХНЯ, А БЛЕСК

• Главный враг кухни — жир. Во время каждой готовки он тончайшим слоем покрывает поверхности. Поэтому все моющие средства должны быть с пометками “антижир”.

• В первую очередь из кухни выносятся все продукты, которые могут впитывать запахи химии. Духовка и холодильник обрабатываются моющими средствами и оставляются отмокать. 

• Обработка кухонных шкафчиков ведется строго сверху вниз. Особое внимание нужно уделить так называемому моху — смеси жира и пыли, которая в любом случае образуется на поверхности шкафов даже у самой аккуратной хозяйки. В запущенных случаях нужно подождать, чтобы субстанция размокла, затем счистить ее скребком. Шкафчики моются одновременно снаружи и изнутри.

• Фартук из кафеля удобно чистить металлическим скребком для окон или металлической губкой. Скребок также пригодится для очистки межплиточных швов и стыков на мебели. Чтобы плитка фартука заблестела, на финише ее можно сбрызнуть средством для мойки стекол и протереть насухо.

• Большинство столешниц не любят твердых инструментов, поэтому для очистки лучше воспользоваться жесткой губкой или ветошью. И не забудьте, что в начале уборки вы замочили духовку и холодильник!

• Главный совет — не запускать кухню. Практика показывает, что поддерживающая еженедельная уборка этой территории занимает около 40 минут и немножко бюджетной химии. Оставленная на произвол судьбы на месяц кухня потребует 5—6 часов упорного труда и внушительного количества дорогостоящих моющих средств.

muravsky@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter