Очередное выступление Президента снова ощутимо колыхнуло общество. Всех, а не только местных чиновников

Чиновник и смысл

Жизнь любого человека так или иначе связана с функционированием того государства, которое массой этих «человеков» (народом) создано. Государство — большой, наполненный людьми, механизм. Аппарат, где на местном уровне сидит местный чиновник. Именно от него часто и зависит решение проблем такого же местного человека. Эту, в том числе, мысль доносил Президент на республиканском семинаре-совещании «Актуализация методов и форм работы с населением на местном уровне». Эту мысль подхватили и мои коллеги, бросившись агитировать чиновников «проявлять инициативу». Как человек, с инициативой имевший дело неоднократно, хочу добавить пару слов в копилку общественной мудрости. 

Плоть от плоти

Любой чиновник — он, конечно, государственный служащий. Элемент вертикали власти. Часть государственно-идеологического механизма. Но одновременно он — такой же человек, как и мы с вами. «В нашей стране, этим можно гордиться, — справедливо отметил Александр Лукашенко, — у руля находятся не олигархи, не потомственные правители, а люди, которых выдвигает на должности сама жизнь. И выдвигает из своей гущи, из народа». 

Чиновник — он из нас, из гущи, подобный. У него тоже есть семья, знакомые, сваты и шурины, швагеры и кумовья, детские кореша. Как и у всех. Конфуций учил о двух типах человека, один из которых, «благородный муж», говоря образно, стремится вверх, а другой, «маленький человек», стремится вниз. Как думаете, каких в массе больше? 

Как, черпая из гущи, умудриться «маленьких человеков» оставить внизу, а над ними поставить сплошь «благородных мужей», кто расскажет? Простой пример. «С людьми надо разговаривать и не бояться идти к ним, — поделился личным опытом Президент. — А много ли у нас председателей райисполкомов, депутатов, готовых выйти на публику, выступить, ответить на неудобные вопросы?»
Вопрос риторический, ответ на него знает каждый: негусто. А уж выбираем, отбираем, процеживаем, прореживаем — не покладая рук. 
Потому запинать нерадивого чиновника, особенно опираясь на цитаты Президента, дело нехитрое. Только вот вопрос, кто придет на это место, откуда возьмется и почему он-она будут лучше, так не решается. 

Откуда смыслы

Любой человек обладает некой своей системой ценностей, своими понятиями о «добре и зле», своими морально-нравственными опорами и своей уверенностью, как устроен мир. Причем чаще всего индивид затруднится свои убеждения, в дискурсах которых он при этом ежедневно строит собственную жизнь, даже и сформулировать, не то что обосновать их. 

Этакое изначальное знание. Если хотите — идеология. А складываются они с детства. Идут из семьи. Приносятся из школы. Формируются из вложенных в человека смыслов. Из окружающих человека концептов. От поведенческих структур, присущих непосредственно окружающему человека обществу. 
Вот почему буду повторять: организованные школьные экскурсии в Хатынь, Брестскую крепость и на Курган Славы должны вновь, как это было, стать обязательными для каждого ученика. Хоть раз за школу, а лучше не раз. Это — те самые правильные смыслы, которые надо вовремя вложить. Да не полениться повторить и закрепить. 
Как и необходимым видится коллективный просмотр (да с сочинением по итогам) правильных фильмов про войну: «Восхождение», «Горячий снег», «Иди и смотри», «Проверка на дорогах», к примеру. Визуализация — она не только на фейкометов и ципсошников может и должна работать.

Подъемы государственных флагов, знание наизусть гимна, почетные караулы у Вечного огня, скорбь о жертвах геноцида белорусского народа — как бы формально они ни делались (что надо, конечно, изживать), эти концепты все равно проникают в сознание человека. Выстилают его правильными смыслами. 

А окружающая среда — билборды, стелы, памятники, знамена, цветовая гамма, таблички на стенах… вплоть до подборок названий книг в библиотеках — призвана поддерживать и закреплять. 

Искажения и подмены 

Таким образом общественная идеология, будучи усредненной суммой идеологий индивидуальных, не будет от них (от каждой) кардинально отличаться. И наоборот, личные устои, принципы, опоры каждого индивида останутся различными. Но в главном будут совпадать. 

«В менталитет белорусов заложены обостренное чувство справедливости, коллективное мышление и взаимная ответственность за судьбу Отечества», — Президент прав. Однако нельзя не видеть: «На смену советскому сакральному отношению к государству, сопряженному с чувством долга, взаимной ответственности и приоритетом государственных интересов перед личными, приходит банальное потребительство». 

Это и есть замена смыслов. Подмена одних другими. Искажение казавшихся незыблемыми (потому что из века в век) норм и понятий — тех самых, необсуждаемых. Принятых частью индивидов за новые — актуальные — опоры и принципы. 
На замены и искажение долгое время работал весь Запад. И многие годы — та часть наших сограждан, которая соблазнилась западными грантами. В итоге один из общественных запросов, который был сформирован: государство мне должно по гроб жизни. А я — нет, я — свободен, никому ничего не должен. 
«И к сожалению, рост запросов отдельных граждан не соотносится с готовностью брать на себя какие-то дополнительные обязательства», — констатировал Александр Лукашенко. 

А чиновники, напомню, обычные люди. И берутся они не с нефритового неба, а с земли. Из нас с вами, тоже обычных людей. Ибо больше их брать неоткуда. 

Гражданское общество

Бороться за свои смыслы предстоит рождающемуся белорусскому подлинно гражданскому обществу. «На фоне событий 2020 года начала формироваться политически активная часть белорусов, нацеленная на созидание, сохранение традиций и преемственность поколений, — указал наш лидер. — Мы увидели граждан с государственной позицией, преданных национальным интересам, что очень важно».

Вот таким и предстоит закрывать несущие чуждые нарративы издательства вроде «Янушкевiч» ды «Лiмарыус». Убирать билборды с рекламой подрывной программы USAID и другой вредностью. Срывать концерты гнилых селебритиз и спектакли гнилых сценаристов. Прихлопывать «семинары, школы, практикумы», все еще полуподпольно организующиеся через интернет. И прощально хлопать по заду ведущих свадеб, фуршетов и прочих ивентов, предавших в одночасье свой народ и свою страну. 
Делать это рука об руку с теми самыми чиновниками на местах. Пользуясь их правами и полномочиями, часто — немалыми. Подсказывая, формулируя, проявляя инициативу, делая то, что вроде не обязан. И одновременно проверяя их же на идеологию. Их личную, индивидуальную, ту, что не напоказ, а внутри. 
В полном соответствии со сказанным Президентом: «Гражданское общество должно быть ориентировано на диалог с властью и однозначную приверженность исконным ценностям и традициям белорусского народа, интересам государства». 

Вот тогда, как видится, начнет проявляться, откуда брать «благородных мужей» (и достойных женщин, позволю себе дополнить Конфуция). Из белорусского гражданского общества. А механизм, как именно это делать, со временем, уверен, придет.

Шанс исправить

Иначе никак. Ведь подмены смыслов, искажения принципов — они проводились в Беларуси давно и долго. О том, как — это нужна отдельная статья, и не одна. Они будут.
И воздействовали они на разных людей, в том числе и на чиновников. На разных уровнях. Ибо плоть от плоти. Другое дело, что государственная служба учит сдержанности и аккуратности в движениях — вот общество и увидело лишь самых ярых. Самых лживых и двуличных. Самых спешащих к западным корытам, чтобы первыми припасть. 
А другие затаились. «Возникли вот такие маленькие островки в нашем обществе, которые абсорбировали к себе все то, против чего мы должны были бороться» — когда Президент говорит так, мы же понимаем: и островки можно было увидеть. Не помогать им, не способствовать, не крышевать их и не аффилироваться с ними, говоря мягенько. 

И побороться можно было, против чего должны. И не только чиновникам — всем нам. Ибо плоть от плоти. 

Сейчас многим дается шанс. Хотя бы исправиться, если не осознать. Ведь со стороны таких чиновников была нарушена негласная социальная присяга. Непроизносимая, несформулированная — но присяга. И все это понимают. Потому и слова соответствующие: «Сейчас процесс пошел жестко. Я хотел бы, чтобы власть понимала, что общество должно быть зачищено от этих негодяев», — сказал Александр Лукашенко. 

И я вслед за ним хотел бы, чтобы негодяи понимали, что они негодяи. Что это когда-то будет сказано другими людьми — активными, с государственной позицией, преданными национальным интересам. А то и просто коллегами. Гражданским обществом. 

***
В китайской «Книге перемен» сказано: «Маленький человек маленькое зло за зло не считает. Потому он никогда не удержится от маленького зла. Точно так же маленький человек не считает маленькое добро за добро. Потому не делает и маленького добра». 
Вопрос, хочешь ли ты на своем месте быть «благородным мужем» или «маленьким человеком», каждый решает для себя. Вопрос, каким должно быть твое место, пусть решает власть. И без сантиментов. 
Для этого сущностно необходимо, чтобы в обществе, откуда черпает себя власть, преобладали правильные смыслы. Защищались и утверждались свои, вычислялись и отторгались чуждые. 
Может быть, это и есть самая важная сейчас задача формирующегося гражданского общества. 

mukovoz@sb.by

https://t.me/nakipelo_by
 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter