Чьи соки — здоровья истоки?

В последнее время на рынке фруктово-ягодных соков Брестчины произошли существенные перемены. Продукцию российских производителей на витринах магазинов заметно потеснили тетрапакеты с надписями на украинском языке.

В последнее время на рынке фруктово-ягодных соков Брестчины произошли существенные перемены. Продукцию российских производителей на витринах магазинов заметно потеснили тетрапакеты с надписями на украинском языке. Несмотря на таможенные пошлины, которыми облагается привезенный «сiк», по цене он порой выгодно отличается от российских и белорусских напитков.

 

Но у покупателя сегодня к такой продукции отношение весьма настороженное. Ведь происхождение, например, сока манго, разлитого на каком-то заводике под Полтавой, вряд ли может быть натуральным, в чем заверяет рекламный текст на яркой упаковке. Ясно, что в этом кроется и секрет низкой цены и «конкурентоспособности» украинской продукции.

К тому же продвинутые  ввиду близости заграницы брестчане, когда-то первыми вкусившие плоды зарубежного тетрапакетового изобилия, сегодня вновь повернулись к традиционной стеклянной таре. В магазинах они высматривают не разбавленные концентраты ананаса или манго, а натуральные соки, произведенные из того, что у нас растет.

Увы, выбор весьма невелик. Кроме традиционной трехлитровой банки с напитком на яблочной основе, выбрать порой и нечего, потому что многие белорусские производители идут по тому же пути, что и соседи, — разливают соки, сделанные на основе импортных концентратов.

Вот почему в считаные дни был раскуплен в магазинах областного центра морковный сок в поллитровых банках. Не дождавшись очередного завоза этого деликатеса, пришлось отправиться по его следам — на ОАО «Малоритский консервно-овощесушильный комбинат».

Предприятие специализируется на производстве детского питания. Недавно здесь установили импортную линию по выпуску соков и пюре в современной стеклянной таре, что значительно повысило экспортные возможности завода. Во время экскурсии по цеху, который уже готов к работе, главный инженер комбината Юрий Витрюк помог мне сделать личное открытие, рассказав о предназначении больших емкостей из нержавеющей стали, похожих на космические барокамеры. В них сошедшие с конвейера банки с соком стерилизуются. Это делается для того, чтобы убить микроорганизмы, которые могут стимулировать нежелательные процессы при хранении продукции.  

Показал главный инженер и новую установку, которая позволила предприятию отказаться от дедовского метода хранения той же моркови в земляных буртах. Моноблок, как его называют на заводе, может в сутки переработать свыше тридцати тонн продукции, превратив ее в полуфабрикат. Хранится этот полуфабрикат в так называемых асептических мешках, помещенных в металлические бочки, сколько угодно. По мере надобности морковная, яблочная или иная смесь откачивается из мешков и поступает на линию по производству соков или пюре. Одно из основных условий экономичной работы установки – непрерывность ее функционирования в течение длительного времени.

Беремся за простую арифметику и считаем — переработанные заводом в прошлом году за сезон 400 тонн моркови делим на тридцать. Получается, что сегодня такой объем предприятие «проглотит» примерно за две недели. Значит, у него есть возможность, как говорится, «завалить прилавки» магазинов морковным соком,  многократно увеличив его производство как в детском, так и во взрослом ассортименте.

Но, оказывается, что сделать это не так уж и просто. Во-первых, сбыт по-прежнему остается самым больным местом в работе предприятия. Да, небольшая пробная партия морковного сока, выпущенного в традиционной поллитровой таре, разошлась быстро, но у заводчан есть обоснованные опасения насчет того, смогут ли они успешно осуществить морковную экспансию на белорусском рынке в более крупных масштабах. Уж слишком много у них конкурентов, которые за последние годы заставили белорусского потребителя забыть вкус сока, произведенного из местных фруктов и овощей.

Вторая составляющая проблемы еще более серьезна. Возросшие производственные мощности предприятия не вписываются в рамки тех деловых взаимоотношений с традиционными поставщиками сырья, которые сложились. Покупая семена и удобрения для хозяйств Малоритского района, завод по осени ежегодно получает свои гарантированные сотни тонн моркови по заранее оговоренным ценам. Предприятию это выгодно, а вот хозяйствам  не всегда. В прошлом году, когда цены на морковь ввиду ряда обстоятельств подскочили, они предпочли выгодно продать большую часть выращенного урожая заезжим покупателям.

Озабочен этой проблемой и председатель Малоритского райисполкома Казимир Лапич. Хозяйства района  ежегодно выращивают примерно четыре тысячи тонн моркови. Около четырехсот тонн покупает у них Малоритский консервный завод, всего лишь шестнадцать тонн закладывает в свои хранилища местное райпо (кстати, и сегодня в магазинах райцентра в продаже есть морковь, правда, ее качество ввиду длительного хранения далеко не первосортное). Остальная продукция уходит за пределы области и республики. Конечно, хорошо, что у СПК Малоритчины, бедной на плодородные почвы, есть возможность заработать живую копейку на неприхотливой морковке. Но глава районной администрации видит в этой ситуации такую перспективу, при которой нынешняя легкая копейка может превратиться в полновесный рубль. Для этого нужно, чтобы большая часть продуктов малоритской земли проходила через новое высокопроизводительное оборудование градообразующего предприятия. Тогда быстрее окупятся и затраты на его приобретение. Ведь только один итальянский моноблок обошелся государственной казне в 345 000 евро. Без государственной дотационной помощи хозяйствам, которая стимулировала бы их деловое партнерство с перерабатывающим предприятием, на полную  мощь он никогда не заработает.

Ситуация, сложившаяся после реконструкции консервного комбината в Малоритском районе, отражает проблематичную тенденцию, характерную для всей республики. Если раньше наша перерабатывающая промышленность была не в состоянии пропустить через себя все выращенное на отечественных полях и в садах, то сегодня, наоборот, ее техническая мощь требует как можно больше сырья. Оно есть. Но воспользоваться им белорусские промышленные предприятия в полной мере не могут. Характерный пример. В прошлом году в Иванове была установлена высокопроизводительная линия по заморозке овощей и ягод, приобретенная за немалые кредитные  средства в соседней Польше местным райпо. Всей областью минувшим летом пытались обеспечить ее черникой для бесперебойной работы. И все равно не получилось. Силовые и административные методы не сработали. Большую часть черники скупили коммерческие структуры, отправляющие ее в основном в Германию.

Поэтому и пьют до сих пор немецкие бюргеры сок из белорусской черники, а мы глотаем напитки, приготовленные на основе привезенных издалека мангово-ананасовых концентратов.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter