Чей полюс?

Глобальное потепление и глобальный передел бассейна Северного Ледовитого океана Таяние полярных льдов стимулирует желание не только северных, но и почти экваториальных государств переделить за счет России насыщенный ископаемым сырьем прибрежный шельф арктических морей.

Претенденты
Механизм передела уже запущен. С момента развала Советского Союза де-факто не признается арктическая граница России,  утвержденная Сталиным.  В свое время генералиссимус определился с вопросом предельно конкретно, проведя две линии от Северного полюса.  Западную – до острова Рыбачий,  а восточную – до Берингова пролива. В советский период границы сверхдержавы в Арктике ни у кого и нигде не вызывали сомнений. 
Советский Северный флот очень солидными силами постоянно ходил «за уголок» – на боевую службу в Атлантику. Сейчас все иначе.  Крупный выход в море, равно как и большие учения, – явление нечастое. Поэтому и отношение другое. За последние десять лет обострился до уровня «тресковых войн» спор с Норвегией за акваторию Баренцева моря между Шпицбергеном и Новой Землей.  Абордажные налеты норвежских сторожевиков на российские траулеры давно не сенсация.  В середине  девяностых  на норвежском корабле береговой охраны, загнавшем очередного русского «рыбака»,  присутствовал гардемарином даже местный кронпринц Хокон.
Вслед за Норвегией активизировалась Дания. Представители Королевства считают, что подводный хребет Менделеева – естественное геологическое продолжение датского острова Гренландия.  Фактически это означает, что пол-океана, включая географическую точку полюса, – суверенная территория Дании. Аналогичную позицию занимает  Канада.  Активно претендуют на расширение арктических зон Швеция, Финляндия и США. Германия без особой огласки на протяжении 15 лет ведет исследования в Баренцевом море и на хребте Менделеева. Призрак «энергетического голода» гонит в Заполярье не только благополучных потребителей из Евросоюза, но и отчаянно нуждающиеся в энергоподпитке растущие экономики стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай). Трудно поверить, но в те же воды давно зашел и находится там постоянно китайский ледокол «Сюэ Лун». Даже Индия изучает возможность разработок будущих месторождений на арктическом шельфе. 
Игра явно стоит свеч. По мнению специалистов, перспективные запасы топлива только в российском секторе Арктики оцениваются на сегодняшний день в 9 триллионов долларов. Далее «ставки» будут  расти.
Потенциальные претенденты руководствуются Конвенцией ООН по морскому праву,  согласно которой приполярное государство владеет 200-мильной экономической зоной от своего берега.  Остальная часть –  достояние  всего человечества.  При этом абсолютно игнорируется тот факт, что за все годы изучения Арктики Советский Союз затратил на исследования астрономическую сумму, сопоставимую с оценочной стоимостью полной программы пилотируемого полета на Марс. 
Реальность такова, что интересам России в Арктике брошен серьезный вызов. Ответа с ее стороны в какой-либо форме пока нет. 
Оборона
Однако проблемой является не только доступ к подводным запасам Крайнего Севера. Ожидается, что уже в этом столетии полярная шапка Земли в пять летних месяцев будет полностью свободной ото льда. Откроются новые морские пути через полюс из Европы в Америку и Азию. В полярной зоне мореплаватели могут получить акваторию, равную пяти Средиземным морям. Есть основания полагать, что судоходство здесь не будет  только торговым.
Мировая практика такова, что экономические интересы конкретных стран в прибрежных зонах всегда прикрывают военные флоты.  Уровень милитаризации Полярного океана может резко возрасти. Если потепление будет продолжаться, то природа постепенно или одномоментно перестанет охранять «северный фасад России», а вместе с ним и жизненно важный для страны Северный морской путь.  Весьма вероятно, что в недалекой перспективе возникнет необходимость доктринально пересмотреть оперативное предназначение военно-морских группировок северо-запада и северо-востока России. Решения по ним должны быть глубоко проработаны и выверены досконально. Ошибки в этой связи, равно как и непросчитанные реверансы в чью-либо сторону, обходятся очень дорого.
Ошибки
Известно, что в относительно короткий период до 1941 года  Советский Союз достаточно плотно сотрудничал с Германией Гитлера. Доверие сторон казалось абсолютно взаимным и, вероятно,  в чем-то полезным. Немцы демонстрировали советским офицерам последние образцы боевой техники и прочие достижения германской военной науки. Советская сторона тоже не оставалась в долгу, подчас забывая о том, что временный германский «союзник» – бандит с «ножом в кармане». 
В начале 1940 года советское правительство официально удовлетворило запрос Германии на переход вспомогательного крейсера «Комет» из Гамбурга в Иокогаму закрытым для иностранцев Северным морским путем. В кратчайший срок немцы дооборудовали его до уровня полноценного разведкорабля, откомандировав на поход формально расписанную по судовой роли «научную группу» из старших офицеров отдела гидрографии, метеослужбы и других подразделений Главного штаба Кригсмарине (ВМФ). Летом переход состоялся и был признан «очень полезным и продуктивным», а отработанная документация ушла дипломатической почтой из Токио в Берлин.  Нет никаких сомнений в том, что с учетом полученных тогда данных по ледовой и метеорологической обстановке германский штаб флота спланировал одиночный рейд тяжелого крейсера «Адмирал Шеер» в Карское море в конце августа 1942 года.  Командир корабля капитан цур зсе (впоследствии вице-адмирал) Вильгельм Меендсен-Болькен изловчился скрытно провести рейдер севернее Новой Земли и выйти в Карское море. Огнем главного калибра фашистский каперанг топил невооруженные ледоколы, рыбацкие сейнеры,  громил метеостанции и  все прочее, что держалось на льду и на плаву.  Пиратский поход завершился артналетом на порт Диксон, близ устья Енисея. Его малочисленный гарнизон, сформированный из береговых частей Северного флота, имевших лишь сухопутные орудия небольшого калибра, обеспечил попадание в машинное отделение – жизненно важную зону корабля. Получив эффективный отпор, фашист не рискнул высадить на берег ранее замысленный десант и, развернув бронированного монстра, ушел обратным курсом в Норвегию.  
До конца войны немецкие надводные корабли более не проникали в Арктике так далеко на восток,  но подводные лодки Кригсмарине оперировали в Карском море вплоть до 1944 года.
Очень печально, но россиян мало чему учат собственные ошибки. Мы продолжаем расточительно относиться к бесценному. Случилось так, что в сумятице начала  90-х годов уникальные полярные архивы,  более века собиравшиеся русскими офицерами флота, подвижниками Севера и советскими полярниками, оказались никому не нужной бумагой и могли пропасть без следа. Так оно бы и случилось, но в ситуацию ненавязчиво вмешались ушлые американцы. Они быстро оплатили их оцифровку и сведение в единую базу данных.  Можно было бы только радоваться тому, что архивам обеспечена сохранность и практически «вечная жизнь», но полная копия всего массива документов оказалась в США.
Впрочем, если северные льды начнут усиленно таять и Полярный океан выйдет из привычных берегов,  то вопрос передела  его природных кладовых сам по себе отойдет на задний план. Претендентам придется бороться за выживание. 

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter