Чей автохлам во дворе?

Корреспондент  «Р» и  компетентные инстанции пытались  найти управу на  отслужившие свой век  скелеты на  колесах  в  Минске

Корреспондент  «Р» и  компетентные инстанции пытались  найти управу на  отслужившие свой век  скелеты на  колесах  в  Минске

Ржавая «ауди» без боя не сдавалась. Она отчаянно скрипела, когда мы накинули ей на крышу железный аркан и взгромоздили на ковш трактора. Еще минута — и кузов в прицепе вместе с другим металлоломом, а на его место паркуется автомобиль. 

Когда-то эта «ауди» тоже была машиной. Бегала по дорогам Германии, Беларуси. Но вот авария — и приговор: восстановлению не подлежит. Нерадивый хозяин кинул авто во дворе девятиэтажки по улице Охотской в Минске. Нет колес, выбиты стекла, торчат подкапотные «внутренности». Машин с подобной биографией в наших дворах немало. Они портят городской пейзаж, мешают пешеходам и водителям. 

В минувшую субботу вместе с генеральным директором коммунального унитарного предприятия «Минсквторресурсы» Владимиром Шестаковым, трактористами Русланом Назаровым и Сергеем Романчуком мы попытались найти управу на такие брошенные автомобильные кузова. Наш рейд проходил во дворах и частном секторе Заводского района столицы. 

На улице Болотникова кто-то бросил «скелет» «жигулей» едва ли не на проезжей части. 

— Стоит на улице залежаться такому кузову, как вокруг в считаные дни вырастает свалка, — досадует тракторист Руслан Назаров. – Только успеешь его погрузить и вывезти — появляются другие… 

На пустыре неподалеку синеет кузов «москвича», а в овраге буравят небо пустые глазницы «опеля». Место в прицепе трактора нашлось и для них. 

Обязанность сбора и утилизации бесхозных остовов кузовов закреплена за «Минсквторресурсами» в 2004 году специальным решением Мингорисполкома. В прошлом году работники предприятия убрали с улиц столицы и ее окрестностей 177 тонн металлолома. 90 процентов из них – автомобильные кузова (более 500 единиц). Занятие это, оказывается, дохода не приносит. Металл автомобилей считается низкокачественным, и на заводе «Вторчермет» оценивается в  65 тысяч рублей за тонну. Получается, за один кузов — не более 20 тысяч. Денег этих едва хватает на транспортировку прицепа с кузовами до завода «Вторчермет». По мнению Владимира Шестакова, генерального директора КУП «Минсквторресурсы», о прибыли можно будет говорить, лишь когда у предприятия появится современная техника – плазменная установка, которая разрезает кузова на части (легче отправить на завод большую партию автометаллолома). Вопрос о предоставлении такой техники сейчас решается. 

Вызывает подозрение «копейка» на улице Иркутской. Машина на сдутых колесах, внутри орудовали хулиганы. Она уже никогда сама не сдвинется с места. Почему бы нам ее тоже не захватить с собой? 

— Права такого не имеем, — разводит руками Владимир Шестаков. – С «жигулей» не сняты номерные знаки. Судя по всему, машина еще на учете в ГАИ и является чьей-то собственностью. Но будь моя воля, я бы давно очистил улицу от этой развалюхи, которая уже много лет никому не нужна… 

Во время нашего рейда мы увидели еще несколько старых машин. В основном это были «жигули» и «москвичи». Они будто бы вросли в землю и доставляют горожанам еще больше проблем, чем брошенные на пустырях и в оврагах остовы кузовов. А главное, занимают жизненно важное  пространство во дворе. Но право собственности их владельцев запрещает предприятию «Минсквторресурсы» избавлять город от такого мусора. Кто тогда должен этим заниматься?

В отделах благоустройства ЖРЭО Заводского и других районов  мне рассказали, что следить за ветхими авто – обязанность сотрудников ЖЭСов. Если на неприглядной машине есть номерные знаки и кузовные номера, водителя вычисляют по базам данных ГАИ и просят утилизировать машину. Могут даже оштрафовать по статье №143 Административного кодекса Республики Беларусь «Нарушение правил благоустройства и содержания населенных пунктов». Но штраф – крайний случай, а вот предупреждения срабатывают не всегда. Владельцы (особенно люди в возрасте) упрямятся и не хотят так просто избавляться от отслуживших свое автомобилей, к тому же за свои деньги. И такая позиция понятна.

Выход из сложной ситуации ищет столичное ГАИ. Здесь предлагают внести изменения в Правила регистрации и учета автомобилей. Инспектор управления ГАИ г. Минска Жанна Тройно пояснила мне, что при снятии машины с учета в связи с выбраковкой владелец будет обязан принести в ГАИ справку об утилизации автомобиля. Сейчас идею рассматривают в Мингорисполкоме и Совете Министров Беларуси. Но эти изменения повлияют, скорее всего, на тех несознательных граждан, которые вырезают номера кузовов и свозят остовы авто за черту города. То есть в лесах и на полянах станет чище. А вот проблема утилизации дворовых «автокалек» останется открытой. 

Возможно, хозяев застоявшегося автохлама стоит как-то поощрять: покупать у них машины за символическую цену (ведь запчасти и цветные металлы что-то стоят). Но кто будет этим заниматься: ЖЭСы, ГАИ, «Минсквторресурсы» или другие организации? И как определить, подлежит автомобиль утилизации или нет? Для ответов на эти вопросы может потребоваться отдельный нормативный документ. 

Любопытно 

Рано или поздно любой автомобильный кузов попадает на РУП «Минский завод «Вторчермет», что вблизи поселка Гатово. Вместе с другим легким металлоломом он прессуется в пакеты по 1,5—2,5 тонны и в таком виде отправляется на переплавку в Жлобин на Белорусский металлургический завод. В тестовом режиме работает немецкая шредерная установка, которая может перерабатывать за час до 60 тонн легковесного металлолома (200 автомобильных кузовов). На выходе она дает очищенный лом более высокого качества.

На снимке: трактористы КУП «Минсквторресурсы» Руслан НАЗАРОВ и Сергей РОМАНЧУК цепляют на ковш очередной ржавый кузов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter