Четыре цвета одной печати

Принято считать, что белорусы - одна из самых читающих наций. Например, Минская фабрика цветной печати в год выпускает более 400 миллионов листов-оттисков, или примерно 300 книг.
Принято считать, что белорусы - одна из самых читающих наций. Например, Минская фабрика цветной печати в год выпускает более 400 миллионов листов-оттисков, или примерно 300 книг. 80 процентов этого богатства остается у нас в стране, остальное отправляется за границу. А еще прибавьте сюда другие крупные и мелкие, государственные и частные "друкарнi" - получится внушительный тираж. В общем, читаем много. А часто ли задумываемся, как рождается книга?

50 процентов доступности

Главная специализация фабрики цветной печати - красочные издания. Над этим денно и нощно трудятся рабочие предприятия с 1985 года - почти 20 лет. После своего создания МФЦП стала одним из флагманов советской полиграфии. Нынче в Минск едут печататься не только из России, поступают заказы из Литвы, Молдовы, Польши, даже из Великобритании.

Машины, установленные на фабрике, в основном еще производства бывшей ГДР. Но работают до сих пор. Хотя "дэдлайн" их пригодности прошел еще лет 10 назад. Основная проблема сейчас: заказов много, но все издатели просятся на относительно новую, пока единственную в Беларуси машину "Rapida-104".

- Сколько продержится "Rapida" с таким спросом, даже не знаю, - не скрывает озабоченности директор предприятия Александр Аксененко. - Работает она почти безостановочно. А старая техника нередко простаивает. У нас используются далеко не все мощности - только на 80 процентов. И, несмотря на это, издаются книги европейского уровня. Последний пример - альбом "Спадчына Беларусi". Мы можем изготовить книгу самой лучшей полиграфии. Однако это будет очень дорого, намного больше того усредненного варианта, который обычно предлагается. Достаточно дорогая бумага закупается в России, Финляндии, Германии. Если "Спадчына Беларусi" стоит в магазине чуть более 20 долларов, то лишь потому, что на книгу как на социально значимое издание была почти 50-процентная государственная дотация. Вообще, к белорусским книгам предъявляется несколько требований. Одно из них - доступность, особенно литературы на белорусском языке.

Раздвигаем тени

Вместе с начальником репроцентра Верой Орловской по очереди заходим в черную кабинку. Но это не лифт. Кабинка поворачивается и неожиданно открывается в соседнюю комнату. Здесь проявляются пленки - именно поэтому сюда ведут необычные двери. Кабина-вертушка не позволяет свету проникать из соседнего помещения, когда мастер работает со слайдами.

- Тут мы проводим цветоделение, - показывает оборудование Александр Агейчик, оператор аппарата, распознающего иллюстрации. - Если нам приносят материал не в электронном виде, тогда рисунки, фото либо слайды устанавливаем на сканер-хромограф (прозрачный вертящийся барабан. - В.К.). В зависимости от того, какие задаются параметры, он может изменить изображение до того, как оно поступит в компьютер. Например, если у нас темная картинка, то машина, как мы говорим, раздвинет тени.

В это время в соседнем зале на компьютерах создаются макеты сразу нескольких книг. Вносятся последние штрихи в макет энциклопедии "Вялiкае княства Лiтоўскае", через месяц выйдет первый том. На специальном станке тестируется обложка Красной книги Беларуси. С нее снимается пробный оттиск, его затем отошлют в "Беларускую энцыклапедыю", где еще раз все тщательно проверят.

В отделе ретуши над светящимися изнутри столами склонились многочисленные работницы. Они склеивают отдельные листы, иллюстрации в композиции. На участке копировки изображение с фотопленок перенесут на металлическую основу и отправят печатать.

Первый читатель

В проходе, по дороге в печатный цех, высятся горы фанеры. Оказывается, у фанерок свое специальное предназначение. Они необходимы, чтобы после фальцовки (складывания) листы хорошо обжались, книга стала плотной, аккуратной, нигде не помялась.

- Печатный цех - сердце предприятия, - вводит меня в огромный зал директор. - По нему можно судить о мощностях фабрики.

При нас специалист закладывает синюю краску в особый отсек печатной машины. Каждая ее секция "отвечает" за свой цвет - желтый, пурпурный, голубой или черный. При последовательном нанесении красок появляется нужное изображение. В час станок пропускает до 13.000 листов.

По соседству, в переплетно-брошюровочном цехе, через конвейер проносятся картонные заготовки, которые на выходе одеваются в яркие "одежки" и в результате появляется переплет для книги. Все происходит в считанные секунды. Возле конвейера уже сложена солидная стопка обложек для фолианта "Нацыянальны мастацкi музей Рэспублiкi Беларусь". Им осталось соединиться с расфальцованными в тетради листами.

Беру в руки свежий, пахнущий краской экземпляр.

- Как раз первый тираж. И вы - первый читатель, - Александр Иванович проверяет, все ли удачно в книге вышло. Удостоверившись, что все в порядке, достает перо. На третьей странице ставятся штамп, дата, подпись.

В добрый путь, альбом!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter