Четыре ступеньки вверх плюс устойчивое развитие

ПО ПРОИЗВОДСТВУ основных видов сельскохозяйственной продукции на душу населения наша страна занимает передовые позиции не только на постсоветском пространстве, но и в мире. Тем не менее вступление России в ВТО создает определенные проблемы для реализации продукции на российском рынке. В ближайшие годы нам придется работать в условиях жесткой конкуренции и решать очень напряженные задачи в сфере АПК. Альтернативы интенсификации производства конкурентоспособной продукции за счет высокоэффективного использования имеющегося потенциала и внутренних резервов у отечественного агропромышленного комплекса нет. Задачи, поставленные главой государства перед аграриями страны, в ближайшие три года должны быть решены посредством полномасштабной модернизации всех сфер производства в аграрной отрасли. Такая модернизация уже идет, но депутаты Постоянной комиссии по аграрной политике Палаты представителей Национального собрания считают, что ей не хватает системности. Поэтому и решили поделиться своими взглядами на эту проблему. Редакция «БН» предлагает читателям коллективный труд народных избранников на тему модернизации АПК.

Депутаты Постоянной комиссии по аграрной политике Палаты представителей Национального собрания считают, что модернизации в сельском хозяйстве не хватает системности

ПО ПРОИЗВОДСТВУ основных видов сельскохозяйственной продукции на душу населения наша страна занимает передовые позиции не только на постсоветском пространстве, но и в мире. Тем не менее вступление России в ВТО создает определенные проблемы для реализации продукции на российском рынке. В ближайшие годы нам придется работать в условиях жесткой конкуренции и решать очень напряженные задачи в сфере АПК. Альтернативы интенсификации производства конкурентоспособной продукции за счет высокоэффективного использования имеющегося потенциала и внутренних резервов у отечественного агропромышленного комплекса нет. Задачи, поставленные главой государства перед аграриями страны, в ближайшие три года должны быть решены посредством полномасштабной модернизации всех сфер производства в аграрной отрасли. Такая модернизация уже идет, но депутаты Постоянной комиссии по аграрной политике Палаты представителей Национального собрания считают, что ей не хватает системности. Поэтому и решили поделиться своими взглядами на эту проблему. Редакция «БН» предлагает читателям коллективный труд народных избранников на тему модернизации АПК.

Более 40 процентов территории страны, почти 10 процентов занятого в реальном секторе экономики населения, более 8,6 процента валового внутреннего продукта — такой удельный вес агропромышленного комплекса в экономике республики. В стратегическом плане этот сектор не только сфера производства, но и социально-территориальная система, выполняющая широчайший спектр народно-хозяйственных и социальных функций.

Успешная реализация Государственной программы возрождения и развития села в 2005—2010 годах и реализуемая в настоящее время Государственная программа устойчивого развития села на 2011—2015 годы определила необходимость повышения экономической эффективности агропромышленного комплекса, значительного наращивания экспортного потенциала, повышения доходов сельского населения, укрепления престижности проживания в сельской местности.

В 2015 году необходимо обеспечить выручку от реализации на одного работающего до 60 тыс. долларов США, добавленной стоимости до 28,5 тыс. и заработной платы не менее 500 долларов США. А для этого следует на каждом субъекте хозяйствования в АПК и администрациях регионов иметь утвержденную на соответствующих уровнях системную комплексную программу модернизации, направленную на повышение экономической эффективности сельскохозяйственных организаций. Отработка таких программ объектами агропромышленного комплекса ведется уже со второго полугодия 2012 года, но анализ состояния дел в регионах показывает, что единого, комплексного документа, который отвечает на все вопросы и является руководством к действию субъекта хозяйствования или административно-хозяйственной территории, в большинстве случаев нет. На практике эти материалы представляют собой таблицу установленной Министерством сельского хозяйства формы, в которой в трех-четырех строчках прописана, в лучшем случае, программа реконструкции фермы или молочно-товарного комплекса, реконструкции или строительства зерносушильного комплекса, приобретения технических средств.

Да, все это элементы модернизации, но, на наш взгляд, такая программа не может дать необходимый результат, к программе надо подходить комплексно и системно.

План модернизации экономики сельскохозяйственного предприятия должен состоять как минимум из четырех основных разделов:

1. Организационно-структурная модернизация.

2. Техническая модернизация.

3. Технологическая модернизация.

4. Экономическая модернизация.

Безусловно, должно быть уделено должное внимание кадровому обеспечению программы. К сожалению, в настоящее время во многих случаях темпы технического переоснащения сельскохозяйственного производства опережают темпы подготовки кадров и обеспечения ими сельхозпредприятий. Не всегда в полном объеме используются возможности технических средств, в том числе доильных залов, возможности компьютерных программ управления стадом, кормления и воспроизводства стада, и только лишь по одной причине — неготовности персонала, работающего на том или ином сельскохозяйственном объекте. Поэтому необходимо отработать мероприятия по безотлагательной подготовке кадров — исполнителей в краткосрочной перспективе и обеспечению производства специалистами, используя возможность целевой подготовки кадров в среднесрочной и долгосрочной перспективах.

Организационно-структурная модернизация — это то, с чего следует начинать разработку программы.

Руководителю сельхозпредприятия необходимо абсолютно четко представлять, каким должно быть его предприятие в 2015 году в плане жесткой специализации, без чего обеспечивать высокоэффективное производство невозможно (многие хозяйства это уже решили, но есть достаточно большое количество сельхозпредприятий, которым специализацию нужно прорабатывать). Очень важным и во многом определяющим в эффективности сельскохозяйственного производства является вопрос объемов сельскохозяйственных угодий, находящихся в пользовании сельхозпредприятия, или, проще говоря, размер хозяйства. Опыт последних лет показывает, что эффективным при традиционном производстве сельхозпродукции (молоко и мясо) может быть хозяйство с площадью сельхозугодий 6—7 тысяч гектаров, а лучше — 9—10 тысяч гектаров с плотностью крупного рогатого скота 1 голова на 1 гектар сельхозугодий. Обеспечение интенсивных технологий в производстве продукции растениеводства с использованием высокопроизводительной техники определяет примерно такие параметры хозяйства.

Вопросы укрупнения и объединения хозяйств желательно проводить в комплексе с оптимизацией административно-территориального устройства районов. В некоторых из них одно хозяйство находится на территориях двух-трех сельских Советов, а это не совсем правильно. По состоянию на 1 января 2013 года количество поссельисполкомов почти на 200 единиц превышает количество сельскохозяйственных предприятий. Вопрос оптимизации административно-хозяйственного устройства региона очень сложный и порой болезненный, но его все равно когда-нибудь придется решать, и сегодня для этого подходящий момент.

Для того чтобы произвести грамотную подготовительную работу и необходимые расчеты, Национальной академией наук достаточно полно отработаны нормативные уровни затрат по всем видам производств, в том числе материальных ресурсов, труда, необходимость в основных и оборотных средствах. Естественно, что основная нагрузка при выполнении этих работ ложится на исполнительную власть региона.

Второй раздел плана — техническая модернизация. Разработка этого вопроса практически решена в каждом сельхозпредприятии, но иногда в отрыве от организационно-структурной и технологической модернизации. Сегодня необходимо обновление физически и морально устаревшей техники на более современную и производительную. Однако есть немало хозяйств, которым данный вопрос следует грамотно дорабатывать.

Основной и самый сложный раздел плана — технологическая модернизация. Наша страна уже неоднократно проходила этапы внедрения новых технологий, правда, не всегда успешно. Мы помним освоение интенсивных технологий в растениеводстве в 80-е годы, когда не все сельскохозяйственные кадры были готовы к этому. Была попытка строительства в те же годы доильных залов. Сегодня труженики села готовы принять и реализовать новые технологии, их просто необходимо дать и обеспечить ресурсно.

Основным направлением раздела «Технологическая модернизация» должен быть тезис: «Диктатура технологии и неукоснительное выполнение ее элементов!» Теория вопроса практически во всех отраслях сельхозпроизводства отработана достаточно четко, есть регламенты производства продукции сельского хозяйства, необходимо только обеспечить их безусловное выполнение в полном объеме. И в этом плане есть широкое поле для деятельности технологов в отрасли животноводства, растениеводства, механизации. Важнейшую роль в отработке этого раздела должны сыграть специалисты экономической и финансовой служб сельхозпредприятий.

Без разработки плана и проведения на предприятии технологической модернизации говорить о резком увеличении объемов производства, а отсюда и соответствующем росте заработной платы — преждевременно. Колебания в уровнях урожайности в различных хозяйствах от 20 до 100 ц/га зерновых культур, привесов крупнорогатого скота от 300 граммов до 1 килограмма, удоев от 2500 до 10000 килограммов — убедительное тому подтверждение.

Вопрос технологической модернизации — наиболее сложный и в финансовом плане. Без использования заемных ресурсов решить проблему технологической модернизации в полном объеме не в состоянии практически ни одно хозяйство. Она частично преодолима в рамках отраслевых программ. Но, на наш взгляд, должна быть на уровне Правительства отработана общая стратегия ресурсного обеспечения, и основным документом для получения заемных средств в согласованных объемах для платежеспособных хозяйств должен стать утвержденный план модернизации сельскохозяйственного предприятия.

Учитывая существующие в настоящее время высокие процентные ставки по кредитам, предоставляемым банками для субъектов хозяйствования, было бы более эффективным имеющиеся в стране и выделяемые финансовые ресурсы для аграрного сектора направлять максимально на компенсацию процентных ставок по ним. Это позволит эффективно работать и банковской системе в части кредитования аграриев, и стимулировать сельхозпредприятия в максимальном ресурсном обеспечении технологических процессов производства сельскохозяйственной продукции.

Немаловажную роль в решении вопросов модернизации экономики может и должен сыграть процесс привлечения ресурсов заинтересованных инвесторов.

Следует отметить, что и в теории вопроса технологической модернизации сельскохозяйственной науке и специалистам на местах необходимо многое дорабатывать. Подтверждением тому могут быть не всегда объяснимые плановые цифры потребности в минеральных удобрениях в регионах, определенные по единой в стране методике, в расчетах, выполненных одной организацией.

Конкретный пример. Плановая потребность в минеральных удобрениях в действующем веществе в 2012 году одного из регионов страны в сравнении с 1990-ым уменьшилась на 27 процентов, обеспеченность же увеличилась на 34 процента и составила более 115 процентов к плановой при практически одинаковых объемах фактического внесения в названные годы. Отчетные цифры в статистике красивые, а желаемого результата в производстве продукции растениеводства нет.

Примером недостаточной отработки теории и практики вопроса в животноводстве может быть количество работающих на абсолютно одинаковых молочно-товарных комплексах в различных сельскохозяйственных предприятиях. Так, фактическая численность персонала на молочно-товарных комплексах на 1100 голов дойного стада с полным циклом воспроизводства в хозяйствах колеблется от 25 до 70 человек. Заниженное количество работающих — это заведомое недовыполнение технологических операций, завышенное — неэффективные затраты. Однако есть уже выстраданная и подтвержденная практикой передовых хозяйств цифра — 38 штатных единиц. Да, могут быть колебания в 1—2, но не в 10—20 работников. Время и усовершенствование технологий предполагает снижение количества занятых и, соответственно, уровень затрат на производство единицы продукции. И на сегодняшнем этапе в этом вопросе не должна исключаться возможность применения исполнительной властью административного ресурса для достижения поставленной задачи.

Раздел «Экономическая модернизация» должен представлять собой план максимального сокращения затрат на производство продукции с максимальным объемом роста производства продукции через мотивацию труда, оптимизацию численности занятых в производстве и других организационных мероприятий. И в решении этих вопросов максимальную помощь должна оказать наука.

Если все, изложенное выше, воплотить в жизнь, можно рассчитывать на решение задач, поставленных перед аграрным комплексом страны.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter