Четыре плюс два

БГУИР поделился опытом работы по двухступенчатой системе

Студенты БГУИР поддерживают двухступенчатую систему Болонской модели

Сегодня белорусская система высшего образования идет по пути перехода на двухступенчатую систему Болонской модели: когда за 4 года ребята получают диплом специалиста, а затем желающие поступают в магистратуру. Эти меры, отмечают эксперты, сулят определенные выгоды, в числе которых снижение затрат на подготовку студентов, приток иностранных слушателей. На последней коллегии Министерства образования Беларуси глава ведомства Сергей Маскевич напомнил: в ближайшее время все учебные заведения должны доработать и передать в Министерство образования пакет учебно-плановой документации, в том числе учебные планы по специальностям четырехлетнего высшего образования. И подчеркнул, что пока по этой схеме активно работает только БГУИР. К слову, недавно ведущий технический вуз в рамках 6-й Международной конференции «Высшее техническое образование: проблемы и пути развития» поделился наработками по новой схеме 4+2.

«Сейчас, можно сказать, мы переживаем революцию в сфере высшего образования, которая заключается, во-первых, в переходе на новые образовательные стандарты, во-вторых, в переходе на шестилетнюю двухступенчатую систему образования по схеме 4 года обучения на первой ступени с присвоением квалификации «специалист» плюс 2 года на второй ступени с присвоением академической степени «магистр», — говорит проректор по учебной работе и менеджменту качества БГУИР Елена Живицкая. — Мы обсуждали эти вопросы на конференции, участие в которой приняли более 200 преподавателей из Беларуси, России, Словакии, Польши и Болгарии».

Опыт БГУИР получил высокую оценку российских коллег. «Мне нравится, что в Беларуси следуют Болонской схеме не слепо, — отмечает заслуженный деятель Российской Федерации, профессор кафедр математики и моделирования и экономики и менеджмента Петербургского государственного университета путей сообщения Петр Герасименко. — Уже первая ступень дает возможность формировать инженера. Вторая лишь повышает его класс».

Что касается России, рассказал он, здесь идут по ступенчатой схеме уже второй год. И, хотя до первого выпуска еще далеко, уже вырисовывается ряд проблем. В частности, то, что промышленность не готова сегодня принять бакалавра. «Возможно, этот негатив родом из прошлого, — рассуждает профессор. — Около 10 лет назад проходил Первый съезд инженеров России, где уже тогда поднимались данные вопросы. Участие в нем принимали преподаватели и промышленники. Так вот последние были категорически против бакалавриата. Но это было тогда, а жизнь, как известно, на месте не стоит». Система, которая существует в Петербургском государственном университете путей сообщения, представляется Петру Герасименко наиболее удачной. «Процентов 10 выпускников бакалавриата мы предполагаем в будущем видеть в магистратуре, — делится он. — Это ребята, которые займутся научной и педагогической работой. Увеличивать число выпускников второй ступени нет смысла, поскольку страна не нуждается в таком количестве ученых и педагогов».

Болгария располагает большим опытом, нежели Россия. Об этом рассказал преподаватель кафедры микроэлектроники факультета электронной техники и технологии Технического университета (София) Валентин Видеков. «Главная проблема, которую мы решали в связи с переходом на ступенчатую систему высшего образования, — это перераспределение дисциплин, — рассказывает он. — Какие из них считать основными, какие специализированными. Но, в принципе, на обеих ступенях обучения в нашей стране существует такое понятие, как обязательные и выборочные дисциплины. Последние составляют 15—30 процентов от общего числа, так что студент волен выбирать, что ему нужнее. Но по системе ступенчатого образования идут не все вузы. Как правило, это их внутреннее решение. С учетом мнения парламента, который здесь принимает решение о выделении тому или иному вузу финансовых средств. Например, в университете архитектуры, строительства и геодезии Софии было принято решение об общем пятилетнем обучении и подготовке только магистров, поскольку на этих выпускниках лежит большая ответственность, в том числе за человеческие жизни».

Невзирая на то, что Беларусь еще в самом начале пути, выяснилось, что наш выпускник первой ступени наиболее защищен. Ведь он в любом случае как молодой специалист получит первое рабочее место. «Кроме того, — информирует Елена Живицкая, — насколько мне известно, Министерством труда и соцзащиты подготовлены предложения по внесению изменений в квалификационный справочник должностей служащих, где будет четко прописано, какие должности может занимать выпускник первой и второй ступеней высшего образования».

В России в большинстве случаев судьбой выпускников занимается вуз, отмечает Петр Герасименко: «В частности, у нас, поскольку железная дорога работает в тех же масштабах, что и прежде, проблем с трудоустройством наших выпускников нет. Но они есть у других вузов. С другой стороны, к поискам подключается и сама молодежь. Многие студенты с 3-го или 4-го курса уже работают».

Задаваясь вопросом о необходимости перехода на ступенчатую систему высшего образования, преподаватели убеждены: студент должен иметь выбор. Да, высшее образование стало массовым, но всем ли нужны углубленные знания, которые дает вторая ступень? Валентин Видеков считает, что нет. По его словам, в Болгарии, где активно развивается малое предпринимательство, зачастую будущему предпринимателю достаточно диплома бакалавра. Не всем белорусам нужны дипломы магистра, отмечает Елена Живицкая. В БГУИР это выяснили через опрос студентов, обучающихся по информационным специальностям. «Более половины ребят высказались за схему 4+2, — говорит проректор. — Связано это с тем, что и наши ребята курса с 3-го начинают работать, и им четырехлетки будет вполне достаточно. По нашим планам, около 40 процентов выпускников первой ступени обучения перейдут на вторую. Это будет практико- или научно-ориентированная магистратура».

«Вузы должны развиваться по разным схемам, — такое мнение высказывает Петр Герасименко. — Ступенчатая система обучения — удел таких вузов, как БГУИР, с высоким уровнем преподавания, новыми образовательными технологиями, методическим обеспечением, технической базой, отлаженными связями с предприятиями. Недаром вуз по итогам прошлого года был удостоен премии правительства в области качества», — подчеркивает он. 

На снимке: на пленарном заседании конференции.

Фото: www.bsuir.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter