Четыре мушкетера из «Шарло»

В конце семидесятых все подростки были помешаны на мушкетерах. Так уж получилось, что бессмертный роман Дюма наконец благодаря сданным 20 килограммам завалявшейся в квартире макулатуры стал доступен многим. По телевизору показали премьеру «Д’Артаньян и три мушкетера», а в кинотеатрах на ура прошли две французские комедии «Четыре мушкетера» и «Четверо против кардинала». Те, кому было лень читать увесистый книжный томик, норовили узнать, какая экранизация ближе к оригиналу: советский музыкальный телефильм или убойные французские кинокомедии. Знатоки уверенно говорили в пользу «Д’Артаньяна», попутно замечая, что французы от Дюма оставили лишь «подвески». Собственно, по–другому и быть не могло, ведь в кино главными действующими лицами оказались даже не мушкетеры, а их верные слуги в исполнении чрезвычайно популярной в семидесятые годы группы комиков «Шарло».


Мы запомнили их: Жерар Ринальди, Жан Саррюс, Жерар Филипелли, Жан–Ги Фешнер. Они назвали себя «Шарло», точно так же, как французы называли великого комика Чарли Чаплина. Собственно, в этом нет ничего удивительного, ведь в переводе с французского «Шарло» — клоуны, безумцы, а то и сумасшедшие люди, словно не из этого мира. Вся их совместная карьера на сцене и на экране прошла под знаком веселых песен, непосредственных шуток и ребяческих забав.

За точку отсчета можно принять 1963 год, когда зимним вечером в ночном клубе познакомились Жерар Ринальди и Жан Саррюс — познакомились, подружились и решили создать рок–группу. Вскоре команда насчитывала уже пять человек (среди участников был еще Луи Рего) и под названием «Проблемы» выступала вместе с певцом Антуаном. Сотрудничество продлилось несколько лет, а затем уже как «Шарло» музыканты начали собственную гастрольную деятельность. С 1966 по 1970 год они завоевали популярность своими пародиями на хиты и просто веселыми песенками, которые давали возможность выступать на разогреве у таких знаменитостей, как Джонни Холлидей и даже «Роллинг Стоунз». Вершиной музыкального творчества стал 1968 год, когда журналисты назвали их лучшими французскими рок–музыкантами.

Как раз в это время на французском телевидении появилась анимационная программа «Шадоки», наполненная веселыми ситуациями, доводимыми до абсурда. Она вполне соответствовала стилю «Шарло», и молодые артисты стали мелькать перед широкой публикой. Телевидение оказалось трамплином к большому успеху. Продюсер Мишель Ардан, собирая команду для своего первого фильма, может, и не обратил бы на них внимания, но его дети «видели их по ТВ и посчитали очень забавными».

Фильм «Большая Ява», в котором в качестве актеров дебютировало «Шарло», оказался вполне себе проходным. Музыканты, впервые оказавшись на съемочной площадке, не нашли взаимопонимания с постановщиком картины Филиппом Клэром, которого во Франции считают едва ли не худшим режиссером, зато познакомились с молодым креативным сценаристом и оператором Клодом Зиди. Во многом благодаря его приемам посредственная, казалось бы, комедия нашла отклик у подростков. Для Зиди этот фильм был последним в качестве оператора, дальше он начал свою блистательную режиссерскую карьеру.

В фильмах Зиди играли Нуаре, Бельмондо и многие–многие, но именно группа «Шарло» стала его первым серьезным успехом. Вместе за четыре года они снимут четыре картины, одна из которых, «Новобранцы идут на войну», станет настоящим хитом советского проката конца семидесятых, а лет через десять в СССР покажут еще и «Сумасшедших на стадионе». Отличительным признаком всех ранних комедий Зиди станет бесшабашный юмор, буффонада. Не особенно заботясь о цельности сюжета, не боясь острой критики, снобизма специалистов и публики, он будет просто складывать набор комических реприз в полнометражный фильм. «Шарло» для таких картин просто идеальный вариант. Возможно, каждый член квартета сам по себе не яркий персонаж, но, собравшись вместе, они скучать не давали никому: ни служаке–сержанту, ни собравшемуся провести спортивные соревнования маленькому городку, ни зрителям, пришедшим в кинотеатры. По этому поводу лидер группы Жерар Ринальди как–то метко заметил: «Вам не нужно знать французский, чтобы понять сюжет». Действительно, эти фильмы оказались словно возвращением к эпохе немого кино времен Чаплина, их можно было смотреть вообще без звука, что даже несколько удивительно для изначально музыкальной группы.


В этих картинах все музыканты «Шарло» выступали под своими именами, лишь Филипелли назвался Филом, поскольку в группе было два Жерара. Они стали воплощением молодых, в чем–то непутевых ребят, но верных своей дружбе, любви к красивым девушкам, музыке, этакими типичными наивными переростками, где–то ленивыми, где–то энергичными, мало что умеющими в жизни, но стремящимися к свободе и не терпящими любого проявления авторитаризма. Собственно, именно этой непосредственностью они и завоевали популярность, особенно у подростков разных стран.

Кино стало основным видом деятельности «Шарло», а успешный опыт с Клодом Зиди продолжился работой с легендой французского кино Андре Юнебелем. Белорусскому зрителю не нужно представлять этого мастера фильмов «плаща и шпаги». В 70–е годы, когда Жан Маре уже не мог воплощаться в «Горбуна» или разгадывать «Тайны Бургундского двора», а слава Фантомаса стала постепенно угасать, Юнебель решил положить свой жанровый опыт костюмированных лент на комедийные дрожжи «Шарло».

«Четыре мушкетера» и «Четверо против кардинала» стали последними кинофильмами Юнебеля, впоследствии работавшего лишь для телевидения. Среди многочисленных экранизаций «Трех мушкетеров» эта стоит особняком. Здесь по–доброму иронизируют над многими вечными ценностями Франции, вокруг которых заворачивались сюжеты Александра Дюма: мушкетерская отвага и честь, битва за сердце прекрасной дамы, противостояние короля и кардинала. Юнебель не позволил превратить фильм в пародию на роман, но благодаря «Шарло» сделал чудесную костюмированную комедию, наполненную забавными каскадерскими трюками, сражением на шпагах и вообще всем, что попадается под руку и, конечно, уймой абсурдных ситуаций. «Четыре мушкетера» оказался тепло принят публикой, вошел в итоговую десятку лидеров советского проката. В СССР его посмотрели более 56 миллионов зрителей, а мальчишки, кажется, готовы были жить в кинотеатре...

После успеха середины семидесятых творческая активность «Шарло» пошла на убыль. Спор о гонорарах после фильма–пародии на Джеймса Бонда «Привет из Гонконга» расколол группу. Она отказалась от услуг менеджера Кристиана Фешнера, брата одного из участников. Кстати, именно Кристиан некогда придумал эпатажное название «Шарло» вместо романтических «Проблем». Жан–Ги Фешнер оставаться после этого в коллективе посчитал неуместным. Без сильного продюсирования попытки трио продолжать кинокарьеру были обречены на неудачу. Как признал спустя годы Жерар Филипелли, «если вы поклонник «Шарло», вам лучше не видеть наши последние фильмы...».

Группа продолжала музыкальную деятельность, но давнего юношеского задора уже не было. В 1986 году ушел Жерар Ринальди, сосредоточившись на актерской карьере в телевизионных сериалах. Саррюс и Филипелли продолжали концертную деятельность вплоть до 1997 года, добавив в команду комика Ришара Бонно. Однако принципиальные фанаты группы так и не считают Бонно полноценным участником «Шарло».

На рубеже веков Жерар Ринальди в интервью заявил, что «Шарло» не вернется на сцену. Причем он сам не допустит этого: «Мы были молодые и безумные! Это было смешно! Теперь мы стали старыми, и повторять те же шутки в нашем возрасте... Это никого не развеселит!» Но в 2008 году Жану Саррюсу, всегда старавшемуся поддерживать дух группы, все–таки удалось уговорить Ринальди. Поседевшие и погрузневшие, однако по–прежнему веселые и задорные, они дуэтом с успехом выступали в телешоу. Все завершилось в марте 2012–го со смертью Жерара.

Несколько дней спустя, едва сдерживая слезы, Жан Саррюс, отдавая дань уважения другу, говорил: «Жерар был душой «Шарло». Он преуспевал во всем, что делал: у него был замечательный голос, но он видел себя в первую очередь как автор. Это то, что он любил делать больше всего — писать песни. Я восхищался его прекрасным чувством юмора и его способностью смеяться над всем, все время. Даже когда он умирал, то заставлял меня смеяться над его болезнью. Я видел его на больничной койке за несколько дней до смерти, и он просто пытался заставить меня смеяться, несмотря на то что морфий уже не помогал. Мне будет очень его не хватать...»

Судьба Миледи

В фильмах «Четыре мушкетера» и «Четверо против кардинала» роль роковой красотки Миледи исполнила Карин Петерсен. Яркая актриса особенно запомнилась нашим зрителям по телесериалу «Графиня де Монсоро». Но мало кто знает, что в 1982 году, когда в СССР показывали этот сериал, актрисы не стало. Карин беспечно пригласила к себе в дом малознакомого итальянца, представившегося музыкантом. Тот оказался отъявленным негодяем, жестоко изнасиловал и избил актрису. Случившееся стало причиной глубокой депрессии Карин, и 1 апреля 1982 года она ушла из жизни, приняв смертельную дозу снотворного. По просьбе родных пресса три месяца молчала о случившемся.

«Шарло»

Жерар Ринальди (1942 — 2012) — солист, автор большинства песен и номеров группы. Кроме «Шарло», с успехом играл в телесериалах, занимался дубляжом фильмов и мультфильмов.

Жан Саррюс (1945) — написал книгу «100% Шарло», играл в некоторых фильмах, вел программу на телевидении, организовывает различные фестивали.

Жерар Филипелли (1942) — фактически отошел от общественной жизни после 1997 года. Филантроп и музыкант получает удовольствие от работы с детьми из неблагополучных семей, обучая их музыке и актерству.

Жан–Ги Фешнер (1947) — после ухода из группы помогал брату Кристиану, одному из самых успешных продюсеров Франции. Владеет внушительной коллекцией барабанов.

Официально группа после некоторого перерыва существует и сегодня в составе: Жан Саррюс, Жан–Ги Фешнер, Ришар Бонно.

ЗА КАДРОМ


Внимательные зрители при просмотре «Новобранцев...» могли заметить, что персонаж Жана Саррюса не часто появляется лицом к зрителю. А если внимательно приглядеться, то окажется... что лицом он вообще и не Саррюс! Дело в том, что накануне начала работы над фильмом Жан попал в аварию на мотоцикле и сломал ногу. Переносить съемки было невозможно, и его место в ряде эпизодов, особенно где нужно было бегать, занял дублер. Лишь в сцене медосмотра Жану пришлось активно похромать в кадре. Но с кем в армии не бывало мелких неприятностей!
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter