Четыре дороги «Великого камня»

Белорусские и китайские строители начали стройку индустриального парка в Смолевичском районе

Белорусские и китайские строители «прошли» первые километры стартовой зоны индустриального парка в Смолевичском районе
Белорусские и китайские строители «прошли» первые километры стартовой зоны индустриального парка в Смолевичском районе 



«ЭТУ стройку вы увидите издалека», — так меня напутствовали прохожие в Смолевичах, у которых я интересовалась, как проехать к китайско-белорусскому парку. Сегодня все в округе знают, где развернулась площадка масштабного проекта. 15 километров от райцентра, недалеко от деревни Быкачино… Большая часть инфраструктуры в Китайско-Белорусском индустриальном парке “Великий камень” должна быть построена до конца 2015 года, сообщил на днях председатель Миноблисполкома Семен Шапиро. А какие работы идут на площадке сегодня, как находят общий язык наши строители с коллегами из Поднебесной и с чего началась стройка века?

И деревни оживут

Я стою в центре «Великого камня» у административного корпуса. На бетонной плите. Ветер сильный. На стоянке у администрации — оживление. Тут собрались и водители, которые кого-то привезли на стройку, и «переговорщики». Они приехали к руководству с конкретными предложениями. Олег один из них. Разговорились. Сам из Смолевичей, занимается установкой систем видеонаблюдения. Предлагает услуги и для парка. Как местный житель, которому в перспективе жить придется неподалеку от десятка предприятий, в таком соседстве видит положительные стороны: 


Главный инженер проекта Алексей СЕМЕНЕНКОВ

— Это ведь и новые рабочие места, и развитие инфраструктуры. У нас дети растут, нужно и для них что-то оставить. По сути, появится здесь перспективный город, да и соседствующие деревни начнут подниматься. Посмотрите, как под Минском небольшие деревеньки разрастаются. Жизнь кипит.

Интернациональное «здравствуйте»

Мимо административного корпуса туда-сюда снуют с деловым видом рабочие. Чаще вижу китайцев. Чуть позже узнаю, что на начальном этапе на площадке больше строителей из Поднебесной нежели наших — 120 против 60. Кстати, административный корпус притягивает китайских работников не случайно. Отсюда стартует вай-фай-сигнал. Связь лучше. У многих в руках смартфоны. По радостным голосам понимаю: говорят с родными…

Бригады строителей из Китая работают вахтовым методом — приезжают на полгода, живут в бытовом городке, который вырос здесь еще в начале этой весны. Четыре общежития, столовая… Заглянула туда и я. Двое обедают. В руках — палочки. В меню — рис и мясо. Повара, оказывается, тоже прилетели из Китая. Так что рацион для строителей привычный. Одно «но» — китайские блюда готовятся из белорусских продуктов.

Увидев меня, строители произносят уже ставшее на стройплощадке интернациональным приветствие «здравствуйте». Предлагают присоединиться к трапезе. Разговариваем дальше — я на русском, они на китайском …


 В меню китайских строителей привычные для них блюда

 Как же общаются между собой строители обеих стран? На этот вопрос по дороге на стройку ответил главный инженер совместного китайско-белорусского ЗАО «Компания по развитию индустриального парка» Алексей Семененков:

— С китайской стороны большой штат переводчиков, да и у нас есть сотрудники, которые знают китайский. Сейчас китайские строители работают отдельно от белорусских. У каждого свой участок. 

У такого разделения простая причина — создается инженерно-транспортная инфраструктура. Лучше, когда за эту работу от начала и до конца на определенном участке отвечает один подрядчик. С белорусской стороны — это солигорский «Стройтрест № 3 ордена Октябрьской революции», с китайской — корпорация инжиниринга САМС.

Визитная карточка парка и время «Ч»

Мы идем по одной из будущих дорог индустриального парка. Со всех сторон — техника. Самосвалы, бульдозеры, землеройные машины… Все гудит. Сейчас идет проработка так называемой стартовой зоны парка. Периметра, который образовали четыре главные дороги. Освоить нужно порядка 350 гектаров земли. Территорию эту уже прозвали «визитной карточкой». Да и если смотреть на план, то это почти центр будущего «Великого камня». Алексей Семененков рассказывает: 

— В начале весны вырубили участки под трассы дорог и инженерных сетей. Сейчас развернута работа по укладке инженерных сетей и подготовке дорожного полотна. Завершить этот процесс планируется к концу 2015 года.


 На площадке укладывают инженерные сети

Так рождается новый город. Кроме предприятий, построят жилые дома, офисные и развлекательные комплексы, финансовый и научно-исследовательский центры, появятся здесь скверы и парки…

 Сейчас видны лишь очертания первых четырех дорог. Электромонтер Виктор Сенчуков стройку с нуля видит не впервой: «Приятно потом, когда проходишь мимо здания и знаешь, что ты к его возведению тоже руку приложил. В строительстве я уже десятый год. Здесь третий день. Сам из Слуцка. Работа непростая, ответственная, да и объект здесь серьезный. Но идем по графику, несмотря на сложности».

Параллельно с подготовкой дорожного полотна к асфальтированию и проведением коммуникаций вскоре начнется строительство так называемых инженерных сооружений — водозабора, насосных станций, дождевых и хозбытовых стоков и т. д. Что дальше? Сюда начнут прибывать первые резиденты, развернется строительство предприятий, жилых домов, начнется освоение следующих участков. В целом парк займет 9 тысяч гектаров…

СПРАВКА «СГ»

Идея Китайско-Белорусского индустриального парка родилась пять лет назад. 10 октября 2010 года во время официального визита Александра Лукашенко в Китайскую Народную Республику между Министерством экономики нашей страны и ОАО «Китайская корпорация инжиниринга САМС» подписано соглашение о его создании. Затем подписано и ратифицировано соответствующее межправительственное соглашение. Указом Президента от 5 июня 2012 года № 253 «О Китайско-Белорусском индустриальном парке» определен специальный правовой режим особой экономической зоны. В августе 2012-го учреждена совместная китайско-белорусская компания по развитию парка. Китайской стороне принадлежит 60 процентов акций, белорусским акционерам – 40 процентов. 

В прошлом году была завершена разработка градостроительных проектов, генерального и детального планов. Ведутся строительные работы. Основные направления, которые планируется развивать в парке, – электроника, тонкая химия, биомедицина, машиностроение, новые материалы. В качестве резидентов индустриального парка могут выступать любые компании независимо от страны происхождения капитала.

КОММЕНТАРИЙ  первого заместителя генерального директора совместного китайско-белорусского ЗАО «Компания по развитию индустриального парка» Кирилла КОРОТЕЕВА:

— У нас уже есть около тридцати соглашений о намерениях от компаний, которые планируют работать в Китайско-Белорусском индустриальном парке. Мы реалисты и понимаем, что далеко не все из них в итоге построят свои производства, – сказывается ситуация на рынке, влияют другие факторы. На первом же этапе, который будет идти параллельно со строительством инфраструктуры, порядка шести резидентов начнут проектирование своих производств. Это компании из Китая и России.

Конечно, в других странах тоже есть такие индустриальные парки, и их много. Конкуренция большая. Но если говорить о наших преимуществах, то для компаний открываются двери на рынок не только страны, но и Евразийского экономического союза. Работает система «одно окно» — администрация парка, которая создает наиболее комфортные условия для инвесторов, сокращает бюрократические процедуры. Разумеется, предоставляются налоговые и таможенные льготы. Плюс удачное географическое расположение китайско-белорусского парка. Комплекс находится недалеко от столицы, в непосредственной близости к международному аэропорту, железной дороге, автомобильным магистралям. 

borisovez@sb.by

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости