Итоги фестиваля «Январские музыкальные вечера»

Четыре дивных вечера

Дзякуй, Брэст! Спасибо, грацие, данке, дзинькую бардзо, гмадлобт, сесе... На четыре вечера Брестский академический театр драмы собрал невероятную по энергетике музыкальную тусовку, на которую приехали артисты из десяти стран. Сегодня — завершающий концерт XXXI фестиваля классической музыки «Январские музыкальные вечера». Организаторы обещают нам восторг от выступления киевского молодежного камерного хора «София», солиста Мариинского театра Вадима Кравца и японской пианистки Наоко Абураки. То ли еще будет!

Джани Монджардино

Неожиданности и сюрпризы — суть брестского форума. Создатель и режиссер фестиваля Лилия Батырева всякий раз накануне намекает: в программе возможны изменения. Эмоции активируют нервную систему не только у зрителей.

Блистательная Иоанна Наврот (лирическое сопрано) из Польши переодевалась в концертное платье практически на ходу. Ее выступление значилось в афише в заключительный вечер, а тут предложили выступить в первый. Сюрприз, но тем не менее:

— Я уже четвертый раз на «вечерах». Позовут в пятый — приеду.

Сольное выступление Тома Синатры

Итальянский гитарист Том Синатра сегодня по популярности мало уступает своему знаменитому дяде — Фрэнку Синатре. Поучаствовать в фестивале предложила его импресарио Ольга Бегеза, окончившая, к слову, Брестский музыкальный колледж имени Григория Ширмы.

— Восхитительно! Спасибо, Беларусь! — к третьему дню нахождения в Бресте темпераментный сицилиец выучил мелодию гимна нашей страны и с десяток слов. С двумя номерами он выступил на первом концерте. Внепланово, понятное дело. Во второй вечер, который продлился четыре часа, блистал в третьем отделении. Посвящал композиции Ольге, зрителям, Сицилии (спел песню из фильма «Крестный отец»). Во время исполнения знаменитой «Бесаме мучо» струны перебирал еще и языком. После каждого исполнения — поцелуй гитаре (бразильский инструмент изготовлен фирмой Giannini), которой, как выяснилось, 20 лет. Это любовь.

Во время выступления Синатра вытащил половину цветов из корзины, стоявшей на сцене с первого вечера в качестве подарка всем артистам. В зал летели хризантемы, гвоздики, ирисы — и это было великолепно.

Стипендиат специального фонда Президента Беларуси по поддержке талантливой молодежи Никон Мазоль

Да, итальянцы сделали нынешний фестиваль незабываемым. Не планировали, но еще на день задержались в Бресте теноры «Ла Скала» Джани Монджардино и Альдо Капуто. Лилия Батырева пригласила их по рекомендации давнего друга «вечеров» флейтиста из Италии Антонио Амедуни (который сам в этот раз не приехал). Монджардино, впечатленный симфоническим оркестром Белтелерадиокомпании, пригласил дирижера Александра Сосновского с музыкантами для совместного выступления в Италии.

Чем запомнился XXXI фестиваль брестчанам?

Депутат Палаты представителей Национального собрания третьего созыва Светлана Гиль, поклонница «вечеров» с десятилетним стажем, отметила молодых белорусов — стипендиатов президентского фонда по поддержке талантливой молодежи гитариста Женю Наварко и скрипача Никона Мазоля, который стал победителем третьего сезона конкурса ОНТ «Талент краiны».

Ветеран труда Галина Волкова уже двадцать лет ходит на январские концерты. Говорит, каждый новый фестиваль становится лучше предыдущего. Сегодня ее фавориты — теноры «Ла Скала», российская скрипачка Анна Савкина, кларнетист из Польши Анджей Войцеховский, тенор Чжан Цзин Вэй из Китая.

Руководитель информационно–культурного центра Александр Ивачев, стоявший у истоков налаживания партнерских связей Бреста с немецкими городами, пришел посмотреть выступление музыкантов Равенсбурга и Вайнгартена под руководством дирижера Харальда Хепнера. Они привезли программу «Волшебство мировой музыки». К слову, этот коллектив из городов–побратимов перед концертом принял председатель Брестского облисполкома Александр Рогачук.

Лилия Батырева призналась:

— 30 лет назад я даже не предполагала, что «вечера» получат такой размах, что к нам будет престижно приехать и выступить. Когда–то знаменитый пианист Святослав Теофилович Рихтер говорил, что брестская публика дышит вместе с ним во время исполнения труднейших произведений. Он не ошибался, не было бы такой публики — не было бы этого фестиваля. Я счастлива, что живу в Бресте и нахожу отклик на свою работу у власти и горожан.

Пессимизм неуместен, но вопрос, а будет ли фестиваль в следующем году, брестчане все же задают. Бренд «Январские музыкальные вечера» принадлежит Лилии Батыревой, что удостоверено патентом Национального центра интеллектуальной собственности. 83–летняя Лилия Григорьевна полна сил, и дай бог ей здоровья. Обещала, что с завтрашнего дня начинает готовиться к следующему январю.

Между тем в Бресте «подрастают» новые музыкальные форумы. Празднику искусств «Пестрый тюльпан» всего три года, но уже — международный. Мероприятие проходит в мае. Это частная инициатива, не имеющая поддержки бюджета в отличие от «вечеров». Зато у фестиваля есть четкая стратегия развития, организационная структура и продвижение в интернете. Заявил о себе межкультурный форум, который проводится в октябре во время «Недель немецкого языка и культуры». Фест «Джаз над Бугом» — пока только юный проект творческой группы брестчан, но кто знает, как может развернуться это мероприятие, если подойти к нему с душой.

kozlovich@sb.by

Фото БЕЛТА.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter