Подробности дела 25-летней давности рассказали в управлении Следственного комитета по Минску

Четверть века в бегах

Это дело лежало на полке у следователей Минского управления с 1996 года. Ссора на почве личных разногласий закончилась убийством. Преступники сбежали, но спустя 25 лет их нашли в другой стране… Подробности необычного дела рассказал начальник отдела по расследованию преступлений против личности и общественной безопасности СУ УСК по Минску Виктор Грамович.

КОЛЛАЖ ВИКТОРИИ ШКАРУПЫ

На 25 лет назад

1996 год. Самодеятельный бизнес уже лет пять цвел пышным цветом. Купля-продажа автомобилей, бытовой техники, одежды были обычным видом заработка для многих жителей бывшего СССР. Этим занимался и убитый Владимир П. 

Что можно сказать о потерпевшем: постоянного места работы не имел, неоднократно привлекался к уголовной ответственности, обманывал родственников, друзей. Большую часть денег, которую он зарабатывал с кем-то, присваивал себе. Например, с племянником Андреем Т. занимались продажей мяса: родственник мясо разделывал, а П. уже самостоятельно реализовывал. По словам Т., Владимир жадничал и не делился прибылью по-честному. 

С еще одним родственником, Максимом К., они сдавали в аренду квартиру. Та принадлежала свояку. Они договорились: П.  сам ее сдает, ищет желающих, а прибыль от этого делят. Но и здесь все деньги «бизнесмен» тоже присваивал. Владимир говорил, будто все уходит на содержание квартиры. 
С другом и партнером по бизнесу Евгением К. занимался продажей автомобилей. Именно эта деятельность послужила поводом для конфликта, а потом привела и к гибели Владимира П. 

Претензии 

Все участники преступления были хорошо знакомы друг другу. Кроме мужчин, во всей этой истории фигурировала и сожительница Евгения — Юлия Ф. К ним на квартиру, где была организована вечеринка, и приехали племянники. 

Максим и Андрей — люди не местные, они приехали из деревни погостить к Юлии и Евгению. Вечер обещал быть интересным. Купили спиртное, сели на кухне выпивать. В процессе общения Евгений решает спросить у одного из племянников П. о какой-то машине: 

— Андрей, а где моя машина «Мицубиси»? Володя сказал, что отдал тебе на ремонт: подварить там ее нужно было, где-то подкрасить…

— Нет, он мне ее не отдавал. Я знаю, что он ее продал в какую-то деревню, — изумленно ответил Андрей.

— В смысле, как продал, это же моя машина! 

После вскрытия неприятных подробностей нечестного бизнеса Владимиру позвонили и попросили приехать на квартиру. Как только он переступил порог дома, навалились претензии: Андрей Т. предъявил их за долги по предыдущему бизнесу, Максим К. — за квартиру, Евгений К. — за машину. Владимир стал препираться, мол, ничего он не продавал. В процессе следствия факт продажи машины «Мицубиси» подтвердится. Окажется, что Владимир все-таки врал. 

От перепалки к избиению 

В какой-то момент словесная ссора превратилась в мордобой. Евгений несколько раз ударил Владимира, потом взял наручники, сковал ему руки и затащил в ванную, чтобы продолжить избивать его там. Андрей пытался угомонить знакомого. На время конфликт приостановился. Избитый остался один сидеть в ванной, а компания ушла на кухню дальше продолжать застолье. Чуть позже Владимир смог сломать наручники и достал нож, который у него был с собой.

Когда Андрей выходил из кухни, он встретился с выходящим из ванной Владимиром, который дважды ударил его ножом. Евгений сделал попытку забрать нож, но, схватившись за лезвие, порезал руку. Владимир успел ударить и Евгения ножом в паховую область. Отмечу, что позже это будет важно для следствия. Оставшиеся на месте ран шрамы в последующем будут оценены следствием как доказательства.
Из показаний Андрея следователям: «Я его первый не бил, за что он меня ножом ударил, я тоже не знаю, поэтому я взял швабру и начал бить Владимира, чтобы тот бросил нож».
Бил он Владимира по жизненно важным органам. Как после сделают выводы эксперты, в общей сумме Владимиру П. было нанесено не менее 30 ударов. После того как Владимир упал и выронил нож, этим орудием воспользовался Евгений — он нанес уже беззащитному мужчине удар ножом в грудь. 

Владимир уже находился в критическом состоянии, но ему все еще можно было спасти жизнь. Избитый пытался уйти из квартиры и самостоятельно попросить о помощи. Его вернули. А наутро компания обнаружила остывшее тело Владимира. Все дружно решили: нужно от него избавляться. Они вывезли труп Владимира в лесополосу в районе Гатово. Постарались скрыть улики: сожгли окровавленную одежду, а тело присыпали снегом. После того как дело было сделано, вернулись в Минск.
Важная деталь: на момент совершения убийства в квартире находились трое несовершеннолетних детей. 10-летняя дочь Евгения К., 6-летняя дочь и 7-летний сын Юлии. Они не наблюдали сцену убийства, но видели следы крови, слышали крики, ругань и звуки ударов. 
Когда Юлия и Евгений вернулись в Минск, они не спешили забирать детей с собой. Наоборот: малолетних заставили вымывать следы крови и убирать мусор. Сами непутевые родители скрылись, бросив ребят одних и без еды в закрытой квартире. Убегая от ответственности, преступники скрылись в Казахстане, где пробыли вплоть до задержания. Девочке постарше, дочери Евгения, удалось выбраться из злосчастной квартиры и уехать к своей матери. Дети Юлии остались в страшном жилище. Уже вечером соседи услышали из-за дверей детский плач. Они смогли вскрыть злополучную квартиру, а вместе с этим вскрылось и преступление. 

Правосудие

Дело почти сразу задержанных Андрея Т. и Максима К. было выделено в отдельное производство. Андрея Т. судили за убийство при отягчающих обстоятельствах с особой жестокостью. Он отбывал наказание сроком 12 лет лишения свободы. Сейчас характеризуется с положительной стороны, есть семья. Максима К. судили за укрывательство преступления. Отбыл срок, а в 2002 году скончался, так как был любителем алкоголя. 

Скрывшиеся в Казахстане Юлия и Евгений были объявлены сначала в межгосударственный розыск, а потом в международный. В 2001 году задержали Юлию Ф. — она проходила обвиняемой по статье «укрывательство преступления», но экстрадирована в Беларусь не была, так как на момент задержания истек срок давности привлечения к уголовной ответственности. Евгения К. обвиняли в убийстве при отягчающих обстоятельствах с особой жестокостью. Он был задержан 19 сентября 2020 года, а выдан для привлечения к уголовной ответственности в конце февраля 2021 года.

Вина Евгения К. была доказана проведенными экспертными исследованиями, очной ставкой с Андреем Т., который проходил по делу уже свидетелем, показаниями свидетелей и очевидцев, а также иными доказательствами по делу, собранными кропотливым трудом следователей. При детальном восстановлении событий минувших лет использовались современные тактики, позволившие получить более подробные обстоятельства произошедших событий, которые не были учтены ранее. Например, была доказана купля-продажа той самой машины «Мицубиси», ставшей камнем преткновения в споре, а также установлен покупатель, который рассказал о проблемах с переоформлением автомобиля в дальнейшем. В отношении обвиняемого проведены судебно-медицинская и психолого-психиатрическая экспертизы. С учетом экспертных исследований, проведенных в 1996 году, сделана дополнительная биолого-генетическая экспертиза для идентификации следов, обнаруженных на месте происшествия.

Со сложностями, по словам Виктора Грамовича, следователи тоже столкнулись. 
Тем не менее, несмотря на трудности при расследовании, сейчас следователи могут спокойно выдохнуть.  Все участники давнего преступления найдены. Скоро последний из них предстанет перед судом. 

darya.gotovko@yandex.ru 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter