Честный разговор с соседями об АЭС

В Островце прошло обсуждение отчета об оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) Белорусской АЭС...


В Островце прошло обсуждение отчета об оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) Белорусской АЭС с представителями общественности Литвы. Участников собралось немало, около 300 человек. Этот факт, как и сама непринужденная, дискуссионная атмосфера слушаний, означает лишь одно: Беларусь полностью открыта для своих соседей и стремится выполнить все требования международной Конвенции Эспоо об оценке воздействия на окружающую среду.

Любопытный штрих: в белорусском посольстве в Вильнюсе стояла очередь на выдачу бесплатных виз для посещения слушаний, а освещать их приехал весь литовский журналистский бомонд.

Это были повторные слушания, организованные для того, чтобы представители общественности и различных организаций Литвы смогли получить исчерпывающие ответы на вопросы в связи со строительством атомной станции. «Информационная работа в Беларуси по созданию первого атомного объекта соответствует всем международным стандартам», — охарактеризовал происходящее председатель совета белорусского общественного объединения «Экологическая инициатива» Юрий Соловьев. 

То, что белорусская сторона полностью открыта к диалогу, подчеркнул и первый заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси Виталий Кулик. Он заявил, что Беларусь провела все процедуры по Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Конвенции Эспоо) с соседними странами — Литвой, Польшей, Латвией, Украиной, Россией и заинтересовавшейся проектом Австрией. Недопонимание возникло только с литовской стороной. «В 2010 году в Вильнюсе состоялись общественные обсуждения по предварительному отчету ОВОС. После провели консультации по доработанному отчету, составленному с учетом обсуждения, в Минске», — рассказал Виталий Кулик. Однако все–таки Литва подала жалобу в комитет по выполнению конвенции — мол, Беларусь должна была обсудить и окончательный вариант отчета. Впоследствии же официальные лица ссылались на загруженность в связи с председательством в Евросоюзе и отказывали в проведении таких переговоров. Именно поэтому белорусы решили ознакомить литовскую общественность с отчетом сами — разместили его текст, в том числе и переведенный на литовский язык вариант, в интернете на сайте Белорусской АЭС и организовали слушания в Островце.



Тема выбора площадки для строительства АЭС стала одной из самых острых. Почему она будет строиться всего в 50 километрах от Вильнюса? — беспокоились приехавшие литовцы. Директор РУП «Белнипиэнергопром» Андрей Рыков рассказал, что изначально специалисты рассматривали 74 площадки. Было проведено множество экспертиз — сейсмотектонические, гидрометеорологические, экологические и многие другие. Часть площадок не подошла из–за слабых грунтов, часть — из–за серьезных меловых отложений на разных глубинах. «Только Островецкая площадка не имеет как запрещающих, так и ограничивающих факторов для строительства АЭС», — резюмировал Андрей Рыков. Кстати, результаты исследований были представлены в МАГАТЭ. Прибывшая в нашу страну комиссия отметила «беспрецедентно большой объем изысканий» и полностью согласилась с выводами белорусов.

Как отмечают специалисты, доза облучения населения при штатной работе АЭС не будет превышать 0,1 мЗв при допустимой норме 1 мЗв. Радиоактивные отходы с АЭС не покинут территорию Беларуси — они будут размещены на территории станции в специальном корпусе. А вот отработанное топливо, как сообщил главный инженер дирекции строительства атомной электростанции Анатолий Бондарь, будет вывозиться в Россию. Специалисты в один голос сказали о том, что мы идем по самому жесткому пути, что касается безопасности нашей и прилегающих республик.

Выбор для строительства Белорусской АЭС российского энергоблока также вызвал вопросы собравшихся. По словам заместителя министра энергетики Михаила Михадюка, «Беларусь провела консультации со всеми мировыми производителями в атомной области — французами, японцами, китайцами, россиянами, корейцами. Россия предложила единственный референтный проект, который имеет как пассивные, так и активные системы безопасности. Кстати, энергоблок, возведенный в Китае по аналогичному российскому проекту, признан МАГАТЭ самым безопасным и надежным на сегодняшний день».

Белорусская АЭС строится в первую очередь для Беларуси — чтобы улучшить эффективность энергосистемы и дать большой экономический эффект для страны в целом. Директор РУП «Белнипиэнергопром» Андрей Рыков сказал так: «Без атомной электростанции Беларуси дальше не жить и не развиваться. Мы активно модернизируем нашу энергетику, но должны уйти от газовой зависимости. Наш топливный баланс должен соответствовать балансам европейских стран — Англии, Голландии, Бельгии и других».

Кстати, в ходе встречи выяснился интересный факт: литовские специалисты–атомщики ищут работу в Островце. Заместитель министра энергетики Михаил Михадюк рассказал о 200 анкетах от бывших сотрудников Игналинской АЭС и пообещал, что они будут рассмотрены. Это очень символично: простые люди продолжают работать сообща, в то время как официальные лица не могут найти точек соприкосновения. Тем не менее дружественные связи и взаимное уважение белорусов и литовцев — вещь непреходящая. Беларусь уже начала информационный диалог и дала понять, что скрывать ей нечего. Теперь дело за нашим западным соседом.

Советская Белоруссия №154 (24291). Вторник, 20 августа 2013 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter