Честность - лучший допинг

Новый Антидопинговый кодекс, принятый в марте - за полтора года до Олимпиады, делает борьбу с фармакологическим злом тотальной.
Новый Антидопинговый кодекс, принятый в марте - за полтора года до Олимпиады, делает борьбу с фармакологическим злом тотальной. Изначально принятие этого документа вызвало немало споров, но поддержка Международного олимпийского комитета оказала решающее влияние. В пользу кодекса, разработанного Всемирным антидопинговым агентством (ВАДА), высказались уже почти все мировые правительства и международные спортивные федерации.

Борьба с допингом в спорте ведется с середины 60-х годов. Но до сего момента единых ее правил, по сути, не было. Теперь основополагающих принципов у кодекса несколько. Во-первых, устанавливаются единый антидопинговый регламент - обязательный для всех спортивных федераций список запрещенных препаратов - и единые сроки наказаний. И то и другое ужесточено. Список препаратов из 300 наименований гораздо длиннее любого когда-либо существовавшего. А наказания таковы: дисквалификация на два года за первое нарушение, пожизненная - за второе. В обоих случаях - с лишением всех завоеванных наград. Впрочем, есть в кодексе и пункт об "исключительных условиях", которые могут помочь виновному атлету избежать санкций. В чем должна состоять исключительность этих обстоятельств, пока не указано.

Во-вторых, не подписавшая его страна попросту не сможет посылать своих спортсменов на Олимпийские игры (а также принимать на своей территории многие международные соревнования), а отказавшаяся федерация лишится на Олимпиадах своего вида спорта.

В-третьих, огромные полномочия получает разработчик кодекса - Всемирное антидопинговое агентство. Оно, как и ранее, имеет право проверять любых спортсменов в любой момент - и на соревнованиях, и на тренировочных сборах. ВАДА будет заниматься аккредитованием антидопинговых лабораторий и корректировать минимум раз в два года "черный" список.

В четвертых, все государства, федерации и национальные олимпийские комитеты обязаны помогать антидопинговому агентству, в том числе материально. Объем финансирования не прописан: сказано лишь, что оно должно "осуществляться в меру возможностей". С другой стороны, у ВАДА, бюджет которого сейчас - 21 миллион долларов, есть постоянные источники финансирования. Его бюджет составляют взносы стран, обладающих наибольшим потенциалом. Доля Европы в бюджете агентства - 47,6 процента. Ее в основном слагает большая "европятерка" - Россия, Великобритания, Германия, Франция и Италия, которые отчисляют значительную сумму средств - каждая по 500 тысяч долларов ежегодно. США формируют 29 процентов бюджета ВАДА, страны Азии - 20,46, а вот государства Африки и Океании отчисляют чисто символические проценты - 0,5 и 2,54 соответственно. Безусловно, сумме отчислений пропорциональна степень влияния на принимаемые решения.

Под документами поставили подписи представители стран, которые завоевывают на Олимпиадах более 90 процентов медалей, в том числе и Беларусь. Однако если государства в основном согласились с кодексом, то многие "жирные коты от спорта" отказались. И с ними были вынуждены считаться. Президент Международной федерации футбола Зепп Блаттер тут же возразил против срока дисквалификации за первый случай употребления допинга: ему показалось, что два года - это слишком долго. У главы всех велосипедистов Хейна Фербрюггена претензий оказалось еще больше. В итоге Блаттер выбил для футбола право самостоятельно определять срок дисквалификации за первое нарушение. Вместе с тем отмечено, что ВАДА продолжит консультации с представителями Международного союза велоспорта.

На очереди - схватки с богатыми профессиональными спортивными лигами НБА и НХЛ. Ведь если они не вступят в антидопинговое сообщество, то косвенно подтвердят, что там дела нечисты.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter