Как коррупционеры из Европарламента прятали чемоданы с деньгами

Честность и неподкупность – не их конек

Знаете, что роднит террориста Сергея Тихановского (интересно, помнит кто-то еще такого?) и высокопоставленных лиц Евросоюза? Патологическая тяга к хранению наличных, полученных нечистым путем, за собственным диваном! Правда, муж архиэкстремистки Светы получил их на разжигание революции в Беларуси от западных кураторов, а депутаты Европарламента попались на банальных взятках, но это уже, как говорится, нюансы.

Итак, что же произошло? На прошлой неделе федеральная прокуратура Бельгии возбудила дело о получении рядом европейских чиновников высокого ранга взяток от представителей одного из арабских государств за продвижение его интересов в Брюселле. Некоторые СМИ тут же сообщили, что бенефициаром преступной схемы выступал Катар. Однако на данный момент следователи не называют конкретное государство, ограничиваясь туманной формулировкой «страна Персидского залива». Сама же ближневосточная монархия устами министерства иностранных дел официально отвергла обвинения, заявив, что «любая ассоциация правительства Катара с этими сообщениями является безосновательной».

Европарламент уже успел приостановить голосование по предоставлению Катару безвизового режима со странами ЕС — похоже, что некоторые политики, не желающие дальнейшего усиления веса ближневосточных шейхов в мировой политике, попытаются использовать коррупционный скандал в своих целях.

В числе нечистых на руку деятелей оказались сама вице-спикер Ева Кайли, генсек Международной федерации профсоюзов Лука Висентини, бывший глава подкомитета ЕП по правам человека Пьер Антонио Панцери и парламентский помощник Франческо Джорджи.

Иронично: синьор Панцери, обвиненный, как и все остальные фигуранты, в «преступном сговоре, коррупции и отмывании денег», был еще и главой неправительственной организации «Борьба с безнаказанностью», в которую входили такие топы европейской политики, как бывший французский премьер Бернар Казнёв и экс-глава внешнеполитического ведомства ЕС Федерика Могерини. Правда, как только они узнали о том, что их начальник попался в руки бельгийским стражам закона, тут же спешно покинули почетный совет организации и сделали вид, что вообще не знают, кто такой этот пройдоха Панцери.

Весьма симптоматично и то, что именно Панцери был одним из наиболее последовательных критиков венгерского премьера Виктора Орбана, которого нещадно поносил за якобы высокий уровень коррупции в его правительстве. Введенные против Венгрии в 2018 году серьезные ограничения он и вовсе назвал «историческим моментом». Орбан вернул должок за эту шпильку в свой адрес 10 декабря, опубликовав в личном твиттер-аккаунте мем «А потом они сказали, что Европарламент всерьез озабочен коррупцией в Венгрии», отметив официальную страницу главного законодательного органа ЕС.

После задержаний началось самое интересное — обыски. Улов у сотрудников Европола оказался в прямо смысле слова богатым. Только в греческом доме у Кайли нашли в нескольких «заначках» 600 тысяч евро.

Кроме того, с поезда в столице Бельгии был снят отец вице-спикера, который пытался скрыться с целым портфелем денег. Крупный черный нал нашли и у иных фигурантов дела, а у некоторых обнаружились и предметы роскоши, переданные для решения щекотливых вопросов. Обыски прошли даже, что весьма характерно, в здании Европарламента в Брюселле. В общем, с доказательной базой у следователей проблем возникнуть не должно.

Впрочем, нынешний скандал вряд ли назовешь чем-то из ряда вон выходящим. За последние два десятка лет Европарламент не раз и не два сотрясали громкие разоблачения. Например, еще в 2011 году журналисты Sunday Times, прикинувшись лоббистами, соблазнили высокими денежными вознаграждениями сразу несколько депутатов. Тогда на удочку попались словенец Зоран Талер и румын Адриан Северин — они, кстати, как и госпожа Кайли, принадлежали к социал-демократам, а также правоцентрист из Австрии Эрнст Штрассер. Последний вообще построил настоящий бизнес, решая в Брюсселе вопросы «заказчиков» от Венгрии до Сирии. Он потребовал за свои услуги у расследователей аж 100 тысяч евро в год за лоббирование нужных интересов в Европарламенте — для сравнения, его коллега по опасному бизнесу Северин запросил только 12 тысяч.

Примитивную, но от этого не менее рабочую схему придумал и британский лейборист Питер Скиннер, бывший депутатом с 1994 по 2014 годы. Этот ушлый англичанин с декабря 2007 по июль 2009 года платил из парламентской казны ежемесячно 100 тысяч фунтов своей жене, которая исполняла обязанности секретаря. Еще 5 тысяч мистер Скиннер украл, подписав поддельное письмо якобы на работу для собственного отца. Когда же схема вскрылась, он развел руками и сказал, что не знал о том, что нарушает какие-либо правила — но суд все равно отправил его в 2016 году за решетку на 4 года.

Ряд экспертов считает, что скандал станет толчком к созданию новой эффективной системы контроля за честностью депутатов. Впрочем, вряд ли это решит проблему принципиально. То, что Европарламент давным-давно стал рассадником коррупции, секрет Полишинеля: только в последнем докладе Европейской аудиторной палаты упоминается как минимум о 15 случаях мошенничества в относительно небольшой выборке проверенных сделок внутри ЕС. Сколько же всего малых и больших мошенников скрывается под личиной законопослушных депутатов и регулярно критикует за высокий уровень коррупции своих политических противников, вероятнее всего, не станет известно вообще никогда. Тем более, что в последнее время наблюдается тенденция к действиям взяточников в составе целых сетей, где каждый на своем уровне прикрывает «партнеров».

Фото РИА-Новости

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter