Честного купеческого маловато

История становления Белорусской универсальной товарной биржи, ее первых торгов и значимых лотов сельхозпродукции

СЕГОДНЯ, чтобы выгодно приобрести или продать крупную партию продукции, совершенно не обязательно, как в прежние времена, ехать на рынок или тратить часы на переговоры. Совершить сделку удобно, а главное, абсолютно прозрачно позволяют возможности Белорусской универсальной товарной биржи (БУТБ) — одной из самых крупных в Восточной Европе. Единственной в Беларуси товарной бирже всего 12 лет. Однако ее история корнями уходит в начало ХVIII века.


200 лет на раскачку

Вместе с напудренными париками, бритыми подбородками, регулярной армией, академией наук и флотом практику биржевой торговли в Российскую империю, частью которой некогда была и наша страна, привез Петр I. После ознакомления с деятельностью голландских бирж царь-реформатор одновременно с основанием в 1703 году новой столицы — Санкт-Петербурга — решил создать такое же учреждение в России. И лично участвовал в разработке торгового устава первой российской биржи. По замыслу самодержца, биржа должна была облегчать переговоры купцов друг с другом, помогать заключать сделки и собирать информацию о ценах, спросе и предложении.

Однако европейская практика, внедрявшаяся волевым решением императора, сразу же столкнулась с упорным сопротивлением консервативного российского купечества. Не оставалось ничего другого, как снова применить волю государеву. В 1723 году государь указом предписал «приневолить» купцов посещать биржу. Она была абсолютно свободным и открытым учреждением для российских и иностранных купцов. Больше 100 лет Санкт-Петербургская биржа оставалась единственной в империи. Зато подобные торговые площадки начали активно развиваться после промышленного подъема, вызванного реформами 60-х годов XIX столетия.

Поспевали за тенденциями и соотечественники. 20 августа 1876 года в Минске было создано Общество сельского хозяйства, в которое вошли крупные землевладельцы того времени. Основной своей задачей объединение провозгласило налаживание прямых связей между производителями и потребителями, минуя посредников. Общество имело 4 секции: агрономическую, по скотоводству, коневодству и лесную. Дела шли настолько хорошо, что из последней, кстати, выросла в 1906 году Минская лесная биржа. А в 1912-м — Минская общетоварная биржа. Однако поправки внесла Первая мировая война. Массово уничтожались посевы, вырубались леса...

Здание по улице Захарьевской, 51 в Минске (бывший дом графа Кароля фон Гуттен-Чапского), в котором с 1898 года располагалось Минское общество сельского хозяйства.

Два бума с одинаковым финалом

Вторая попытка возродить полностью прекратившуюся биржевую торговлю была предпринята лишь в 20-е годы прошлого столетия. Тогда перед руководством советского государства встала проблема восстановления народного хозяйства. В частности, новая экономическая политика допускала развитие и биржевой торговли. Она была призвана налаживать кооперационные связи, содействовать ценообразованию. Советские биржи занимались изучением торгового оборота, вели статистику, делали экспертизу товаров, контролировали исполнение сделок. Так в БССР появились четыре товарные биржи — в Минске, Витебске, Гомеле и Могилеве. Но после сворачивания НЭП все они были ликвидированы.

Очередной ренессанс наступил лишь в начале 1990-х на фоне распада планово-административной системы и перехода к рыночной экономике. Это был настоящий бум, биржи возникали по всей территории бывшего СССР. В Беларуси их было создано больше 20. Продавали многое — от леса, бумаги и стройматериалов до сахара, электроники и автомобилей. Однако работа таких площадок, представших собой переходный тип между ярмаркой, крупнооптовым торговым домом и собственно биржей, была далека от совершенства: невысокий товарооборот, расчеты по бартерным схемам, слабо развитая гарантийная система.

Принятый в 1992 году Закон «О товарных биржах» не смог кардинально изменить ситуацию. Высока была и налоговая нагрузка. Как результат — мелкие торговые площадки объединялись, преобразовывались в брокерские конторы либо останавливали свою работу. В итоге к началу «нулевых» в стране исчезли практически все товарные биржи.

В новом зале торгов БУТБ. Минск, 2006 год.

Начали с «куба» леса

Создать Белорусскую универсальную товарную биржу постановил Совет Министров 16 июня 2004 года. Однако датой рождения БУТБ принято считать 2 июня 2005-го, когда на бирже состоялись первые торги. Продавали круглые лесоматериалы. В дебютных торгах участвовали представители 3 продавцов и 11 покупателей из Польши и России.

Сессия проходила в так называемом электронно-голосовом режиме. Участникам приходилось с помощью табличек с порядковыми номерами сообщать маклеру (модератору процесса) о желании купить или продать товар.

Как все было, рассказал «СГ» начальник управления государственных закупок и реализации имущества БУТБ Кирилл Пилькевич. На самых первых торгах он выполнял функции помощника маклера:

— Все собрались в зале. На столе модератора стоял компьютер, информация с которого выводилась на большой экран. Каждый лот (в нашем случае единицей измерения был «куб» древесины) торговался отдельно, а победитель объявлялся на основании лучшего предложения. Если один желающий претендовал на конкретный лот, то он «уходил» по заявленной продавцом стартовой цене. Если на лот претендовало два или более участников, стоимость его возрастала в соответствии с установленным шагом торгов.

Как вспоминает Евгений Малышев, возглавляющий биржевую секцию лесопродукции со дня ее создания, за торгами, помимо маклера, следили два наблюдателя. Велась и видеозапись, к которой обращались при определении победителя в спорных ситуациях. За процессом наблюдали даже министр лесного хозяйства, председатель концерна «Беллесбумпром», заместитель министра экономики...

Те торги завершились поздним вечером. Реализовано было 6 лотов балансовой древесины (137,2 тысячи кубических метров) на сумму 2,6 миллиона евро. Главное — торги состоялись. Впервые опробованный на практике механизм доказал свою эффективность в продвижении отечественных товаров, причем как на внутренний рынок, так и на внешний. Стало понятно, что БУТБ в состоянии выполнять функции по формированию и регулированию оптового товарного рынка по стратегически важным для государства позициям.

Оставалось добавить в процесс лишь мобильности. Что и сделали, спасибо новейшим информационным технологиям. Очень скоро торги стали проходить полностью в цифровом формате. И теперь, в эру интернета, биржа работает в режиме онлайн 24 часа 7 дней в неделю.

Молоко по цене в два раза выше

Секция сельхозпродукции «запускалась» сложнее, нежели лесная. Первые торги льноволокном состоялись 13 октября 2005 года, но, к сожалению, особого интереса со стороны участников рынка не вызвали. То, что и покупатели, и продавцы неохотно участвовали в процессе, заместитель начальника управления торгов сельхозпродукцией БУТБ Александр Шведов объясняет просто:

— Биржевые торги на тот момент были в новинку. Поэтому участники сперва присматривались, но скоро оценили полезность ноу-хау. Для производителей это была возможность продавать товар дороже за счет конкуренции между покупателями. Потребители смогли закупаться в одном месте, в требуемом объеме и у большого числа поставщиков. Активно закипела у нас работа с 2006-го, когда начали торговать сухим обезжиренным молоком, техническим казеином и необработанными шкурами крупного рогатого скота. К нам пришли не только покупатели из России, но и компании из Европы — Франции, Германии, Нидерландов...

Оживление спроса и предложения подстегивало к увеличению количества экспортных позиций. На БУТБ стартовали продажи сливочного масла, сыров, мяса, рапсового масла, соевого и подсолнечного шротов. В 2009-м на бирже стали торговать хлопковым волокном, в 2011-м — эндокринно-ферментным сырьем, которое используется в фармации. А еще через два-три года вывели на рынок средства защиты растений и минеральные удобрения...

С помощью биржевого механизма появилась возможность легко следить за ситуацией на рынке молока, к примеру. И даже оперативно менять ценовую политику. Это наглядно проявилось в 2007 году. Тогда площадка БУТБ дала шанс участникам торгов быстро среагировать на внешнюю конъюнктуру цен. В итоге удалось повысить стоимость белорусского молока более чем вдвое. Одновременно диверсифицировали экспорт сухого обезжиренного молока. Этот вид продукции продавался в Японию, Египет, Саудовскую Аравию, Объединенные Арабские Эмираты, Филиппины, Сингапур, Сирию, Бангладеш и другие страны, в то время как ранее основными покупателями были российские компании.

Уже 12 лет секция сельхозпродукции помогает белорусским производителям (а это все организации мясо-молочной и масложировой отраслей, предприятия хлебопродуктов) эффективно торговать. При этом именно их пожелания и интересы государства учитываются в методике проведения биржевых торгов.

Как это происходит, мы расскажем в следующем выпуске проекта.

uskova@sb.by

Фото предоставлено пресс-службой БУТБ

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...