"Динамо"-1982: когда футбол был интересным

Честное сердце болельщика

В нынешнем году исполнится 35 лет с момента, когда минское «Динамо» первый и единственный раз в истории белорусского футбола стало чемпионом СССР. В те времена стадионы были полными, а футболисты — любимыми. И воспоминания о тех днях до сих пор живут в памяти болельщиков. О чем лишний раз свидетельствует письмо, пришедшее в нашу редакционную почту...

«Динамо»-1982:  команда молодости нашей.

Начало моей «болезни» с диагнозом «Динамо» пришлось на времена Леонарда Адамова, Эдуарда Зарембо, Михаила Мустыгина, Эдуарда Малофеева... Сейчас я, что называется, оставил большой спорт. Следить за чемпионатом Беларуси абсолютно неинтересно: ни игры, ни интриги. Про сборную вообще лучше не вспоминать. А зрители отвечают взаимностью. Посмотрите на любую фотографию с любого матча. Даже если на ней изображена борьба, всю динамику событий, всю красоту момента убивает фон — пустые трибуны.

Последнее ноу–хау в «СБ» («посиделки» с Валерием Мельниковым) очень порадовало. Так и хочется сказать: жив, курилка! Ведь кому, как не ему, сказать свое веское слово о нынешней футбольной действительности. Воспоминания Нильса подтолкнули меня к своим собственным, связанным с золотым для нашего футбола 1982–м. Это посвящение той неповторимой футбольной атмосфере и незабываемой команде. А еще одному памятному матчу, который состоялся 27 октября 1982 года на минском стадионе «Динамо» — против одноклубников из Киева.

Рассказ с названием «Честное сердце болельщика» есть у классиков советской сатиры Ильфа и Петрова. В нем говорится об очищающем влиянии футбола на личность, даже на самую одиозную, о том, как трибуна стадиона объединяет и примиряет людей разных взглядов, профессий, увлечений. Поздней осенью 1982 года «Динамо» к неописуемой радости и гордости своих преданных болельщиков впервые в истории стало чемпионом Советского Союза. Много воды утекло с тех пор. Но те матчи 35–летней давности, та лихо закрученная интрига до сих пор будоражат сердце старого болельщика.

Только что Александр Прокопенко забил свой шедевральный гол пяткой  в ворота Виктора Чанова.

В начале восьмидесятых на «Динамо» собирались группки болельщиков. Просто пообщаться, обсудить, ощутить себя чуточку причастными к команде. Словно молодые мамы, разговаривающие возле детского садика о своих маленьких несмышленышах. Поэт Константин Ваншенкин в своих «Воспоминаниях о футболе» назвал это «наивным амикошонством болельщика». Ну что–то среднее между панибратством и дружбой, правом на фамильярность, которое он, преданный болельщик своей команды, вполне заслужил. «Посмотрим, что нам Гурий после травмы скажет...», «Завтра, говорят, Курбыко стоять будет» — «Да быть не может, с какого перепуга Эдик его поставит, Миша сейчас в самой форме», «А что опять с Прокопом?»

Не знаю почему, но когда речь заходит об этом незаурядном футболисте, мне вспоминается кинокумир тридцатых и сороковых артист Петр Алейников, тоже, кстати, родом из Могилевской области. Такой же бесшабашный, обласканный славой всенародный любимец. Такое же обаяние, такая же незадавшаяся жизнь вне профессии, такой же ранний уход. А еще легендарный бразилец Гарринча. Быстрый и яркий, словно болид, также рано сжегший весь свой запас и сгоревший до срока.

На домашний матч с киевлянами болельщики пришли пораньше. Чтобы без спешки и суеты еще раз переброситься парой слов, обсудить шансы, снять нервное напряжение. К раздевалке рулит «Икарус» с гостями. Пошел шепоток: «Вон, вон, смотри!» Посмотреть было на кого. В автобусных окнах, словно на медалях, застыли профили футбольных звезд европейского класса: Буряк, Баль, Блохин, Демьяненко... А впереди, конечно, легенда — Лобановский. На лицах ни единой улыбки. Все хмурые, сосредоточенные. Оно и понятно. Приехали мужики серьезную работу делать. Конец чемпионата, каждое очко дорого. А другие мужики, которые у корифеев раньше в «меньших братьях» ходили, нынче заставили себя уважать и очков так просто не раздают, самим нужны для чемпионской копилки. Вот и хмурятся гости. Да еще домашнее поражение с тремя пропущенными мячами, видать, в памяти сидит, такие занозы надолго остаются.

К воротам киевлян рвется Юрий Курненин.

На трибунах аншлаг! Занимаем свои места. Холодный октябрьский воздух наэлектризован до предела. Тревожно следим за появляющимися из подземного тоннеля футболистами. Узнаем издалека, даже не видя номеров на спинах: Прокоп, Миша, Пудик, Курненин, Боровский, Гурик... Слава богу, без потерь! Словно товарищ Сухов пересчитал жен Абдуллы. И соперники в боевом составе: Буряк, Блохин, Чанов, Балтача... Да, жарко сегодня будет... А где же тренеры? Наверное, в раздевалке за рюмочкой присели, медали делят... Чья–то шутка вызвала легкий смешок. А вот и они, словно два корабля, идут параллельными курсами по беговой дорожке. Это «дефиле» потом войдет в фильм «В атаке вся команда», снятый в честь чемпионства минчан.

Свисток арбитра — и пошла круговерть! Не было в той игре благодушного перекатывания мяча поперек поля, растягивания времени. Жесткая, бескомпромиссная борьба на каждом клочке! Атака «синих», контрвыпад «белых»... Гуринович в штрафной! Пас Кондратьеву... Ну! У–у–у–ух... Сдавленный вздох на трибунах. Чанов кричит на своих. Через минуту уже наш «кипер» разрушает планы киевлян. И сразу же мяч вперед, в атаку. Конечно, в футболе бывают и проходные матчи, похожие на скучный придворный менуэт времен короля Людовика XIII. А здесь команды «танцевали» горячую латиноамериканскую ламбаду! Такое не забывается.

Ох как нужен гол. Он назревал, витал в воздухе. И он случился! Его во всех подробностях видели те, кому не очень повезло с билетами, кто сидел прямо за воротами — теми, где табло. А нашей студенческой компании, болевшей в престижном четырнадцатом секторе, на лучших местах в самой середке (билеты приобретались задолго до матча), не подфартило. Тридцать шестая минута. Правый фланг. «Ну куда ты попер?!» — досадный крик какого–то «умного» болельщика. Это он Пудышеву. Пудик в борьбе с Буряком выцарапал–таки мяч и прострелил от самой лицевой. А Прокоп, встретивший мяч в штрафной соперника, «уделал» всю многоопытную киевскую оборону во главе с Чановым, вместо ожидаемого удара «торцанув» пяткой мяч в дальний угол. Словно профи–бильярдист аккуратненько положил в лузу послушный шар! И сначала, заорав, вскочили трибуны там, за воротами, а мы, «центровые», еще ничего не понимая, уже по инерции. «Гол забил Александр Прокопенко!» Четкий, хорошо поставленный голос диктора утонул в сплошном крике пятидесяти тысяч глоток, заглушивших бы, наверное, рев Ниагарского водопада. Вечное спасибо тебе, Тимофеич, за тот подарок!

То самое «фото на память».

Тогдашние голеадоры, надо сказать, вели себя куда скромнее нынешних. Не натягивали на головы футболки и не выскакивали с диким оскалом и выпученными глазами к трибунам, становясь в позу туземца, готовящегося справить малую нужду прямо перед зрителями. Были, конечно, объятия, похлопывания друг друга по плечам, но проявление эмоций никогда не выходило за рамки приличия.

Увы, но выиграли мы только первый тайм. В самом начале второго вездесущий Хлус не простил нашим ошибки в своей штрафной — 1:1. Но минчане не потерялись: атаковали, наседали... И не забудет болельщик никогда, как Курненин несколько минут подряд крутил «корнеры», и все киевские мэтры, за исключением, пожалуй, одного Евтушенко, собрались в своей штрафной площадке и в поте лица играли только на отбой. Как задрожала перекладина после удара Янушевского, как «выстрелил» в упор Прокопенко, но второй раз пробить Чанова не получилось, опытный вратарь принял «гостинец» прямо в руки... Финальный свисток зафиксировал на табло две единицы, но та ничья стоила победы!

Потом был полный драматизма матч с «Кайратом», где динамовцы заставили самых экспансивных и впечатлительных болельщиков глотать валидол. Матч, в котором произошел редчайший в футболе случай — защитник записал на свой счет хет–трик! Это постарался наш Юрий Курненин. Нулевая ничья с «Пахтакором» и две игры в Москве. При полном безволии московских одноклубников наши «навтыкали» им семь «сухих» мячей. Но и киевляне не отставали, их тень ложилась на все наши победы. И последняя победная игра со «Спартаком»! Ну наконец–то. Чемпионы!!!

На следующее утро на привокзальной площади под туш военного оркестра чемпионы сходили с московского поезда счастливые и усталые, с баулами на плечах... Как жаль, что автор этих строк, фотограф–любитель, оказался в тот момент без «оружия», столько было бы редких снимков. А так осталось всего одно фото, сделанное с трибуны фотоаппаратом «Зенит» во время того самого памятного матча с киевлянами. И пусть снимок не блещет качеством, но на нем узнаются великие футболисты. И наши, и соперники.

С каждым годом чемпионов становится все меньше. И на сердца преданных болельщиков ложатся шрамы. Словно зарубки. Прокопенко, Янушевский, Курненин, Василевский... Не уходите, чемпионы!

Евгений ЛАПУТЬКО, преданный болельщик минского «Динамо» 1960–х — 1980–х.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter