О пользе общественных организаций

Честное пионерское

Вчера пионерскому движению исполнилось 95 лет! Дата красивая. В Минске по этому поводу прошел Международный слет пионеров «Всегда готов!», активисты из всех регионов, а также гости из России и Казахстана радовали горожан яркой формой и сочными флагами, навевая ностальгические воспоминания тем, кто успел побывать в пионерии. Один из участников нашего дискуссионного клуба, вдохновившись форумом, вспомнил свое детство золотое и загрустил. На его взгляд, многие прекрасные традиции пионерской организации сегодня стоит возрождать. Второй участник беседы не верит в то, что в пионерскую реку удастся войти снова. Обращаемся к нашим читателям, а ваши дети состоят в БРПО? Какие у вас есть мысли о буднях этой общественной организации? Ждем ваших комментариев на сайте www.sb.by.

Фото БЕЛТА

Лучшее, конечно, впереди


Виктория ПОПОВА

Нахожусь сейчас под сильным впечатлением. Готовясь к нашему с тобой спору, Дмитрий, я вдруг узнала, что пионеров у нас более 650 тысяч среди школьников. Цифра внушает уважение и удивляет одновременно: больше половины всех учащихся страны — пионеры, но внешне они никак себя не выдают, ни галстуками, ни звонками в дверь с просьбой поделиться макулатурой, ни горящим глазом в поисках старушки, которую надо через дорогу перевести. Надеюсь, из советской пионерии в нынешнюю перекочевало все самое хорошее, оставив позади все плохое. До сих пор помню, как в моем детстве лишали значка и галстука за увлечение рок–музыкой, неуспеваемость, неправильную стрижку или неумение ходить строем. Членство в пионерской, а затем и комсомольской организации было желательным (считай, обязательным) условием для поступления в вуз. Организация была абсолютно одноканальной: или с нами, или никак.

Сейчас, как мне кажется, такой путь невозможно себе представить. Главная детская организация — интернет, где каждый активный подросток создает свой собственный паблик (сообщество), собирает вокруг себя друзей и подростки увлекаются тем, чем хотят. Знаешь, в чем для меня заключается самая главная загадка современных детей? Они информированы гораздо больше, чем люди старшего поколения. Недавно в автобусе годовалое дитя выхватило у меня телефон. Мама ребенка застеснялась, но я не стала забирать «игрушку» из рук девочки. Через пять секунд та влезла в папку «музыка» и врубила «Рамштайн» на весь салон. Пассажиры улыбались: «Какой умный ребенок», а я была в шоке — сама эту папку в своем телефоне нахожу не с первого раза, а малышка быстро поговорила с «машинкой» на своем марсианском языке и слушала то, что хотела, еще толком не умея говорить. И вот как, я у тебя деликатно спрошу, мы собираемся воспитывать этих детей, если они гораздо нас умнее, заметно обогнали нас в своем развитии? Они в любой момент легким нажатием кнопки могут получить доступ к разнообразной информации, более того, создавать свою — блоги, посты в соцсетях, отчеты в инстаграм и прочее. Я уверена, как бы мы ни пытались их ухватить за «хвостик», увлечь какой–то одной тусовкой, мероприятие это бессмысленное и вряд ли приведет к значительному успеху.

Еще вот по какой причине. Вспомни, каким было твое самое интересное развлечение в пионерском лагере? Построение на линейку утром или запретные ночные хождения в простынях и с пастой по палатам девчонок? Если скажешь, что первое, ни за что не поверю. Любой подросток в какой–то момент жаждет переступить запрет. Хочет освободиться от контроля родителей, школы, общественной организации, мечтает исследовать мир самостоятельно. В таком «переходном возрасте» как раз я и вступала в некие тайные сообщества, альтернативные парадным, взрослые туда не допускались. Собирались мы в бомбоубежищах и жгли свои фонарики над запрещенными пластинками до тех пор, пока какой–нибудь бдительной пионер нас не сдавал учительнице. Дальше известно что — общественное порицание, разбор полетов и возвращение нерадивых школьников в строй. Вот, пожалуй, что было самым сомнительным в той системе — внушение ребенку мысли, что он должен быть таким, как все. Такой подход в воспитании либо плодил ярых приспособленцев, либо людей без привычки думать — с теми и с другими жить в одном доме, по–моему, дико скучно. Поэтому я радуюсь, что современные детишки от нас сильно отличаются и у них гораздо больше возможностей подпитать свою личность. Выхожу в Минске в Верхний город таким солнечным днем, как сегодня, смотрю в их загадочные увлеченные лица — и завидую, правда. Они уже совсем другие школьники, по–моему, возможности у этих «пионеров» гораздо круче, чем были у нас с тобой. Если хочешь знать, что у них на уме, вряд ли сможешь это сделать, рассадив их кружком у костра с гитаркой — такие инструменты не могут сейчас сработать. Тяжелым языком лозунгов тоже вряд ли можно увлечь.

Посмотри, какие печально известные организации добиваются успеха в школьной среде (тот же «Синий кит»), и сделай вывод — тайна, интрига, романтика всегда были и будут притягательнее для ребенка, чем родительская нотация или школьная мораль. Вот почему в общественных организациях я никогда не видела никакой особенной пользы, впрочем, как и вреда. Ничто не мешало мне в школьные годы носить на линейке галстук, при этом оставаться в душе лютым рокером в рваных джинсах.

viki@sb.by

Всегда готов!


Дмитрий КРЯТ

Не кажется ли тебе, Виктория, что ты сама себе противоречишь? Говоришь о манящем духе романтики, тайны и тут же утверждаешь, что не увлечь детей песнями под звездным небом у костра. Неужели ночной костер — неромантично? Я вот знаю одну детскую организацию, которая работает в Беларуси уже много лет и культивирует именно костер, песни, гитару, лес, палатки. На моих глазах сменилось уже несколько поколений юных членов этого объединения и в притоке новых, подросших участников недостатка нет.

Дети — существа в абсолютном своем большинстве коллективные. А вот во что они будут сбиваться: в стайки или шайки — вопрос. И наличие здесь позитивного общественного объединения должно сыграть свою положительную роль. Так что тут я обеими руками не только за сохраненную у нас пионерскую организацию, но и за любой кружок, несущий светлое и доброе.

Неправда, Вика, что нынешних пионеров совсем не видно. Да, они не бегут в школу дружной гурьбой каждое утро. То есть бегут, конечно, но среди пестрой толпы их просто не выделить. Это в наше время обязательной и единообразной школьной формы галстук был необходимым атрибутом. Сегодня же топают школяры на занятия одетые кто во что горазд. И хорошо если кто–то при этом выдерживает хотя бы деловой стиль. Многие и в спортивных костюмах за парту садятся. Ну какой тут галстук? А вот в праздники, Виктория, ты, наверное, ни один школьный порог давно не переступала. Не скажу, что половина коллектива, как ты смело предположила, в галстуках, но пионерское присутствие очень заметно.

Знаешь, мне кажется, что с отменой единообразной школьной формы мы отняли у наших детей ощущение взросления. Советские пионеры и октябрята были, конечно, сменой комсомола, но все же это поколение идеологией сильно не грузили. Прививали дух коллективизма, товарищества через общие игры, трудовые десанты, зеленые патрули, «Зарницу», сбор макулатуры и металлолома и учили тянуться за старшими, которые должны были подавать пример. Конечно, не все было идеально. Не все подавали хороший пример. Но были очевидные вехи становления юной личности.

Хорошо помню, как, будучи октябренком, я с завистью смотрел на пионерский галстук у старшего брата. Он мне виделся безусловным символом взрослости. А когда в третьем классе ранней весной алый лоскут повязали и мне, минимум неделю ходил в распахнутом пальто, чтобы галстук был виден каждому встречному. Мне казалось, что весь мир смотрит на меня пристально, каждый прохожий понимает, каким я стал большим, и просто распухал от гордости. Где эти рубежи движения по жизни сегодня? К сожалению, их нет. А ведь для того, чтобы ступить на каждый, надо было приложить определенные усилия. Лучших в пионеры принимали первыми и им завидовали отстающие, которые могли дожидаться своей очереди чуть ли не весь учебный год. Это было довольно мучительно, но какой мощный стимул подтянуть учебу, дисциплину и вообще для личностного роста!

Говоришь, сегодня каждый сам себе лидер и общественная организация? Создал паблик ВКонтакте и дело в шляпе. Не будь наивной. Это обычный круг друзей, только в сети. В любом классе или дворе есть микрогруппы, в которых мальчишки и девчонки дружат между собой крепче, чем с остальными. Так было и в нашем детстве, ничего не изменилось и сегодня. Только вариантов коммуникации стало чуть больше. Не более. А вот собрать эти группки в нечто более мощное под силу только увлеченным людям. И хорошо если они увлечены полезной идеей.

Ты, Вика, упомянула «Синего кита». Опасная затея, родившаяся в чьем–то воспаленном сознании. Но падкие, как ты верно заметила, на таинственное подростки на нее повелись. А я вот прочитал где–то, что детский психолог в ответ придумал игру «Белый кит». Почти калька с «Синего», только задания на этапах игры там вполне себе позитивные и нет цели привести участника к трагическому финалу. И знаешь, эта забава тоже нашла немало сторонников.

В чем ты абсолютно права, Виктория, так это в том, что нынешние дети совсем не такие, как были мы. Но это неново. Каждое поколение чем–то отличается от предыдущего. Немалая часть детской жизни сегодня приходится на интернет. А там, как известно, есть всякое. И не совсем хорошо, что негативу противостоят лишь энтузиасты психологи–одиночки. Вот бы где сосредоточить усилия общественникам.

Не в упрек нашим пионерам, которых очень люблю, все же замечу один очень бросающийся в глаза момент. Ты, Виктория, сказала о внушительной численности организации. С ее сайта я прошел по ссылкам на социальные сети. У нашего пионерского канала на Ютубе 15 подписчиков, в инстаграмм — 70, в вотчине современных подростков ВКонтакте — 13.588. А ведь, пожалуй, и не найти сегодня подростка, у которого бы не было странички ВКонтакте.

Вывод мой прост. Детские общественные движения нужны. Поэтому и пионерия — большое дело. Но развивать его надо так же споро, как меняются сами дети. Увлечь их можно, лишь разговаривая с ними на понятном им языке. Это непросто, но крайне необходимо. Увлекать, я имею в виду. Иначе увлечет очередной «Синий кит».

kryat@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter