Честное партнерство

О партнерстве бизнеса и государства

Мы вступили в стадию активных дискуссий о возможностях государственно–частного партнерства. Создана рабочая группа при Министерстве экономики по разработке соответствующего закона. Как скоро возникнет законодательная база? В чем плюсы партнерства бизнеса и государства?


Можно констатировать, что за короткий срок произошел колоссальный прорыв в менталитете как бизнесменов, так и чиновников. Мы были свидетелями того, чем чревато поспешное, непродуманное, лишенное четких законодательных основ и идеологии партнерство бизнеса и государства в соседней России. Оно вылилось в прикрытие коррупционных по сути бизнес–проектов, лоббирование бизнес–интересов отдельных структур и навязывание государством условий бизнесу, да и сам он был не прочь поучаствовать в государственной политике. Пять лет назад в России попытались сформировать новое законодательство, но разорвать путы оказалось не так–то просто. Еще сложнее изменить общественное мнение о «сращивании бизнеса и власти».


Конечно, есть и успешные примеры. Мировыми лидерами по развитию государственно–частного партнерства считаются Великобритания, Австралия и Скандинавские страны. В этих государствах акцент сделан на институциональные отношения между государством и частными организациями (бизнес и общественные организации в том числе) в целях совместного решения социальных проблем. При этом важнейшим условием и платформой партнерства являются, во–первых, развитая законодательная база и, во–вторых, ментальная платформа — то есть общее понимание целей, методов и форм сотрудничества, взаимное доверие и уважение интересов сторон, а главное — их социальная ответственность. Эти постулаты и могут стать основой для сотрудничества бизнеса и государства в Беларуси.


Потребность в нем очевидна. Бизнес понимает невозможность своего существования без взаимодействия с государством; государство признает потребность в бизнесе, независимых экспертах. Это получило свое подтверждение в создании первого в стране Общественно–консультативного совета при Администрации Президента, в состав которого вошли независимые эксперты. В процессе работы мы стали свидетелями достаточно сложного общения, но все же возобладало многолетнее стремление к конструктивному диалогу, которое сделало возможным не только работу совета, но и в целом развитие партнерского менталитета.


В мире накоплен опыт развития различных форм государственно–частного партнерства. Наиболее распространенные — контракты на оказание услуг, производство, поставку; концессионный договор на сдачу в эксплуатацию природных богатств, предприятий и других хозяйственных объектов, принадлежащих государству. В Беларуси возможностей для государственно–частного партнерства предостаточно. И речь не только о материальных объектах. Являясь представителем научного бизнес–сообщества тренеров и консультантов, могу поделиться собственным опытом и констатировать, что в области повышения профессионализма и постановки эффективных современных методов управления предприятиями Беларусь, как говорится, имеет нереализованный потенциал роста. А если оценивать открыто и критично, то нынешнее состояние систем маркетинга и менеджмента на предприятиях не помогает экономике, а тормозит ее.


Эффективным способом решения задачи развития бизнес–образования может стать государственно–частное партнерство. Частный сектор накопил богатый опыт, в том числе в сферах консалтинга и маркетинговых исследований, владеет современными практическими технологиями ведения бизнеса и методиками их постановки на предприятиях. Созрела необходимость объединения ресурсов частного бизнес–образования и государства в целях реализации национального проекта «Бизнес–образование в Беларуси». Это позволит внедрить международные стандарты и инновационные методы управления, а присоединение Беларуси к международным системам сертификации управленческих кадров существенно повысит и экспортный потенциал страны, и инвестиционную привлекательность.


Важна и быстрая, эффективная смена профессиональной формации в сфере менеджмента и маркетинга. При этом каждый из участников инфраструктуры должен заниматься своим делом: вузы — готовить специалистов с высшим образованием, бизнес–школы — развивать и повышать компетенцию работающих специалистов, а независимые центры оценки — оценивать и аттестовывать кадры. Вузы, лишенные полного бизнес–цикла (обучение, консалтинг, исследования), не могут заменить собой всю инфраструктуру бизнес–образования, оценки и развития управленческих кадров и персонала.


Но это только один из примеров, где сотрудничество государства и бизнеса может дать быстрый и положительный эффект, который будет ощутим не в каком–то единичном сегменте, а комплексно во всех отраслях экономики. И когда в диалоге и на хорошей законодательной основе выстроятся взаимовыгодные отношения, государственно–частное партнерство позволит решить любую задачу, поставленную временем.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter