Во время кадровых назначений Президент отреагировал на комментарии и спекуляции, которые появились в СМИ и интернете

Честно и принципиально

Во время кадровых назначений Президент, как и обещал, отреагировал на те комментарии и спекуляции, которые за прошедшую неделю появились в СМИ и интернете. На всю критику и все сомнения Президент ответил, как всегда, честно и откровенно. Отчасти это стало и напутствием и для новых управленцев. В частности, Александр Лукашенко сказал:



О популизме

— Некоторые говорят, что Президент устроил разнос, некую показательную порку, кадровую чистку. Никакой разнос, никакие чистки Президенту не выгодны. Потому что Правительство формирует Президент. И вы хотите сказать, что я назначил членов Правительства, чтобы разнос им устроить? Это значит самому себе. Но если Правительство не проводит тот курс, который обозначен Президентом, выстрадан народом, не выполняет поручения Президента, какая должна быть моя реакция? Я что, должен со стороны смотреть? У нас есть примеры недалеко, когда смотрят со стороны, ничего не предпринимают, и вы знаете, какая реакция народа.

Говоря о популизме, намекают на выборы. Я когда это прочитал, сам подумал: а когда у нас выборы? Оказывается, в 2020 году срок истекает. Это еще полсрока. Какой популизм под выборы? Кому–то хочется, чтобы выборы были завтра или послезавтра. Но я уже отвечал: президентские выборы мы проведем строго по Конституции нашей страны. У нас нет никакой необходимости сегодня или завтра проводить президентские выборы и под это развивать какой–то популизм. Глупость несусветная.

О системе управления

— Говорят, система власти пошатнулась, политика внутри страны не та. Так вот эти решения как раз приняты, чтобы система не пошатнулась. Другой системы власти и развития страны в Беларуси нет и никто не предложил. Одна болтовня. И потом, если я принимаю какие–то решения, даю указания, это не экспромт, это выстраданные вместе с Правительством, с обществом решения.

Об отношениях с Россией

— Некоторые, особенно россияне, «плявузгают», иначе не скажешь: «Лукашенко хочет что–то показать или показаться Путину». Слушайте, мы друг друга знаем, наверное, больше 20 лет. Мне что показывать надо Путину? Он меня знает, как в народе говорят, как облупленного. И я его так же знаю. Что нам друг другу еще показывать? Я в Кремль отчитываться не езжу. Мы договорились о наших взаимоотношениях. У нас самые продвинутые отношения — в Союзе Беларуси и России. Мы устно можем принимать решения и реализовывать их. У нас очень добрые и близкие отношения. Но что мы хотим от России? Если Россия подписала с Беларусью договор, соглашение, мы требуем, чтобы это безукоризненно выполнялось. И я открыто говорю, что мы никогда не станем вассалами ни одной страны. Не надо от нас требовать, как некоторые начинают уже на злобу дня писать: «Надо быстрее Лукашенко вступить в состав России и Беларусь туда скинуть». Это будут последние дни политика в Беларуси, который примет такое решение. И зачем это в современном мире? Мы можем существовать в союзе с Россией и решать наши общие задачи без всяких проблем. Это самая близкая нам страна. Мы один народ фактически. Мы от одного корня — белорусы, россияне и украинцы. И не хотим повторения того, что происходит в Украине с Россией. Конфликт этот нам не нужен. И России это не нужно. Потому что у нее единственное окно в 1 тысячу километров с востока на запад — это Беларусь. Россия нуждается в стабильной Беларуси.

О внешней политике

— Беларусь упрекают, что она развернулась на Запад. Да никуда мы не разворачивались и разворачиваться не собираемся. Наша судьба определена Господом быть здесь, в центре Европы, прочным крепким мостом между Востоком и Западом. У нас блестящие отношения не только с Россией, но и с Китаем. Запад — это наш сосед. Соседей не выбирают, мы должны с ними выстраивать добрые отношения. Там технологии, свободные инвестиции. Сейчас с мощной Индией выстраиваем отношения, они инвестируют сюда. Там, где наши интересы. И потому если некоторые россияне упрекают нас, что мы с Западом разговариваем, надо на себя посмотреть. Думаю, больше, чем Россия, никто не стремится наладить отношения с Западом и с Америкой. Поэтому быть белорусско–российским отношениям на самом высоком уровне. Мы никогда не будем разрушать ни одно интеграционное объединение. Но если нас пинают ногами, мы вынуждены отвечать.

О коррупции

— Советуют Президенту сажать всех, а не увольнять. Виновные сядут, но в стране должен быть закон. И все должно быть по закону. Их (тех, кто нарушает этот закон) немало уже посадили. Закон для всех одинаков: для чиновников, рабочих, крестьян, учителей и врачей. Коррупция недопустима в нашей среде.

Президент особо предупредил на сей счет новых членов Правительства:

— Завтра вокруг вас начнут виться–крутиться бизнесмены и прочие, которые хотят легкой жизни. Вы со всеми встречайтесь, разговаривайте, ходите с ними в баню, если хотите, можете даже сто грамм выпить. Но помните: вы люди государственные. Моральный облик и ваше поведение — на глазах у людей. Помните, на любое нарушение, особенно взятки, коррупционные проявления — будет мгновенная реакция с моей стороны.

Президент заметил, что увольнять людей — всегда больно:

— Допустим, Семашко (Владимир Семашко — бывший вице–премьер. — Прим. ред.) столько проработал. Тот же Кобяков (Андрей Кобяков — экс–премьер), Жарко (Василий Жарко — экс–вице–премьер). Но если провалы в работе, если у тебя, Василий Иванович (Жарко. — Прим. ред.), коррупционеры кругом, и я тебя трижды предупреждал — посмотри, разберись, а там обвал, как я могу работать с таким человеком?

О кадровой политике

— Некоторые говорят: из бизнеса надо срочно в Правительство назначать. Да не важно откуда, главное, чтобы он был профессионалом, опытным человеком. Если ты идешь в Правительство, ты хотя бы должен представлять систему этого Правительства. Опыт должен быть, а не то что говорят — объявить открытый конкурс. Придут по конкурсу — управлять будут страной. Да насмотрелись мы на эти конкурсы. В России их проводили, в Украине. И что? Поэтому нужны опытные люди, умеющие что–то делать своими руками.

Я до президентства Румаса не знал вообще. Знал его отца. Молодец, крепкий был человек. И внимательно к нему (Сергею Румасу. — Прим. ред.) присматривался, несколько раз говорил ему свое мнение о его отце. Турчина я в основном узнал, когда поручил развивать IT–сферу. И многих других... И пусть Кухарев не думает, что он просто так переместился в Комитет госконтроля, а потом вернулся обратно. Да нет, это моя практика — проверять людей в разных ипостасях. И то, что он побыл в Комитете госконтроля, то, что он увидел через призму КГК развитие нашей экономики, все недостатки увидел, — это благо, опыт. Что Петришенко вместе с Румасом занимались формированием ЕАЭС, хорошо знают главного нашего экономического и политического партнера — Россию, — это тоже очень важно. Им придется заниматься этими вопросами. Поэтому нет здесь случайных людей! Какой тут еще конкурс может быть? Что, таких, как Петришенко и Головченко, куча, под триста человек, чтобы между ними конкурс проводить? Это выращенное новое поколение руководителей. И дай бог, чтобы мы не ошиблись и вы были преданными и надежными людьми. Чтобы не случилось, как у нас в системе здравоохранения: коррупционер на коррупционере сидит и коррупционером погоняет. И притом благо свое обеспечивали за счет роста цен на лекарство и технику, которую мы закупали в больницы. Это значит, залезли в карман людей. Это высшая степень коррупции! Никакой близости, никакой любви у меня к моим подчиненным никогда не было. Да, я уважаю людей, которые отдают себя полностью делу. Потому что они любят свою страну и народ.

О качестве продукции

— Есть у меня письма, где пишут россияне, реагируя на то, что я покритиковал Россию, что они нас блокируют и не дают нам равных конкурентных возможностей. Они там о нашей технике высказываются. Купил то, купил это, плохо работает. Понятно, это железо. Не везде даже железо виновно: человек, может быть, не так эксплуатировал. Но в этом есть смысл. Я говорил о качестве работы нашей промышленности прежде всего. Почему не предъявляют претензий к нашим продуктам питания? Никто не предъявляет в России. Наоборот, стремятся их купить. А отдельные виды техники критикуют. Вот министр промышленности здесь, вице–премьер. Наталья Ивановна (Н.И.Кочанова — Глава Администрации Президента), под железный контроль. Каждое крупное изделие маркируется, отдел технического контроля штампы ставит. Смотрите: виноват — надо брать и сажать. Потому что они (допускающие выпуск некачественной продукции. — Прим. ред.) вреда не меньше приносят, чем эти коррупционеры и плохие чиновники. Если мы будем делать некачественную продукцию, грош цена нашей стране, а тем более нашей экономике. Качество — это главный вопрос.

О наведении марафета

— Некоторые переживают, что к моему приезду в тот или иной регион Беларуси марафет наводят. Кто дороги меняет, кто еще что–то. Я скажу по–народному: а как вы думали? Если к Кочановой или Румасу приходит гость, они что, в доме не убирают? А тут же Президент приехал. Он, может, один раз в пятилетку или в два–три года к тебе приедет. И ты что, порядок не наведешь? Ну это вопиющее было бы неуважение к Президенту. И потом, что будет сделано, оно же там останется. Я же с собой это не заберу. Неприемлемо только одно: если наводят лоск с той стороны, откуда подъедет Президент. Но вы знаете мою практику. Никогда такого не было, чтобы я подошел со стороны этого лоска и не зашел с обратной стороны. Поэтому я все вижу. Но люди должны понимать, что благосостояние, чистота и порядок в городе, на селе, в деревне зависят не только от чиновников, но и от самих людей. Их надо организовать, сплотить, показать, где посадить деревца, где убрать, подмести, крышу залатать, забор покрасить. Люди должны видеть пользу от этого, и это не должно быть показушным. Никаких «потемкинских деревень» в Беларуси нет и никогда не будет!

konon@sb.by

Фото БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter