Честь, имя и Отечество Для белорусских казаков эти ценности превыше всего

Когда речь заходит о казачестве, возникает вполне определенный ассоциативный ряд: донские, кубанские, запорожские казаки. И, согласитесь, как-то не очень вписывается сюда понятие “белорусское казачество”. А все потому, что мы, к своему стыду, очень мало знаем о нем. Дабы восполнить этот пробел, “СВ” обратилось к верховному атаману Всебелорусского объединенного казачества Николаю ЕРКОВИЧУ. Признаюсь откровенно, слушая своего собеседника и рассматривая многочисленные фотографии о жизни казачьих кадетских корпусов, я невольно проникся уважением к деятельности этого объединения и его руководителю.

Наша справка
Николай Иванович ЕрковиЧ — верховный атаман Всебелорусского объединенного казачества, генерал-лейтенант. Долгие годы работал в структуре Министерства обороны СССР, БССР. С 1986 года — мастер на Минском моторном заводе, директор частной фирмы. Одновременно занимается правозащитной деятельностью, являясь членом Международной ассоциации юристов и Международного комитета по правам человека. За сотрудничество с Торгово-промышленной палатой Рима в 2001 году был награжден “Золотой медалью Торгово-промышленной палаты Рима”.

— Николай Иванович, часто приходится слышать, что у казачества в Беларуси нет исторических корней. Дескать, само по себе понятие “белорусское казачество” звучит неестественно. Что вы думаете по этому поводу?
— Белорусское казачество не было случайным явлением в жизни народа. Казаки для нашего государства — это не экзотика. Многие страницы истории страны писались именно казачеством. Первое упоминание о казаках в Беларуси относится к 1624 году. Хотя есть и более ранние свидетельства. В 1489 году во время преследования татар, ворвавшихся в Великое княжество Литовское, на территорию нынешней Беларуси, впереди литовского войска шли казаки, хорошо знающие местность. Документально сохранившееся свидетельство о существовании казаков встречается в уставной грамоте великого князя литовского Александра 1499 года. Белорусское казачество представляет собой интересный и своеобразный феномен в истории совместной освободительной борьбы наших народов. К сожалению, приходится констатировать, что изучению этих страниц, действительно, уделялось крайне мало внимания.
— Когда же было зарегистрировано Всебелорусское объединенное казачество, каковы его цель и статус?
— До 1996 года в Беларуси существовало семь казачеств. Они существовали сами по себе в каждом областном центре, в том числе и в Минске. Каждый из руководителей считал себя верховным атаманом, раздавая звания направо и налево. Не было даже единой формы одежды. На съезде казаков был поставлен вопрос об объединении. Каждому атаману было предложено выставить свою кандидатуру на верховного атамана. Как ни странно, ни один не изъявил такого желания. В конечном итоге утвердили меня, как одного из инициаторов объединения казачества. Тут же было решено, что организация казаков является общественным объединением с дальнейшим вхождением в государственный реестр. И еще — членам казачества закрыта дорога в политические партии. В истории немало было случаев, когда казаки становились заложниками политических игр.
— Кто и как сегодня может стать членом вашего объединения?
— Глубоко заблуждаются те, кто считает, что казаком нужно родиться. Во все времена им можно было стать. Прямые потомки казаков принимаются в войско сразу, без испытательного срока. Остальные пишут соответствующее прошение с просьбой о зачислении во Всебелорусское казачество. Они должны заручиться рекомендациями двух казаков и выдержать годичный испытательный срок. Прежде всего кандидаты должны воспринять дух и букву наших законов, главный из которых — верой и правдой служить своему Отечеству. Честь и имя для казака превыше всего. И это касается не только служения Родине, но и остальных сфер жизни.
— Например?
— Казак несет ответственность перед обществом не только за себя, но и за свою семью. Изменила, скажем, жена, а наказан будет муж. Значит, не смог создать и сохранить крепкую семью. Когда муж в ответе за жену и детей, служит им примером во всем, тогда и общество в целом будет здоровым.
— Кадетские корпуса, как я понимаю, создавались с этой целью?
— Именно так. Там идет воспитание и тела, и духа. Вообще в воспитании детей (и это тоже традиция) участвует все казачье общество. В военно-патриотические центры приходят дети разного возраста — от 5 до 18 лет. Мы от них не требуем, чтобы они стали вдруг казаками. Родители сами пишут прошение, чтобы их чадо приняли в кадеты. Но разве плохо, когда перед лицом своих товарищей мальчишки обещают, что будут хорошо учиться, почитать старших, соблюдать законы?
— А как осуществляется взаимодействие с казачьими организациями других стран? Возникают ли тут какие-либо проблемы?
— Безусловно, деятельность Всебелорусского казачества не обходится без обмена опытом с казачьими организациями Украины и России. У нас существуют долгосрочные договора о сотрудничестве с Донским, Кубанским, Ставропольским казачьим войском. Это и обоюдные визиты, и работа с кадетами. Каждый год мы собираем международный казачий лагерь для кадетов. Провели также всемирный конгресс казаков в Новочеркасске, где были представлены казачьи организации 23 государств.
Если говорить о проблемах, то нас очень беспокоит разделение казачества в России и Украине. Знаете, только в России существует 830 течений казачества. Это мешает сотрудничеству, потому что все они работают по своим схемам и принципам. Не может не волновать нас и другая проблема, которая особенно заметна в период выборов. Появляются в отдельных регионах Беларуси бравые ребята с красными лампасами, которые не становятся у нас на учет, и начинают проводить какие-то сходы, митинги, агитируют вступать, например, в Запорожское войско, призывают на майдан. Естественно, это сказывается на наших взаимоотношениях с другими казачествами.
Думаю, наши контакты были бы намного плодотворнее, если бы более успешно шел процесс создания Союзного государства. Это было бы и в интересах всех граждан. Приведу конкретный пример. Большая часть сельскохозяйственной продукции, которая к нам поступает сегодня из той же Ростовской области, выращена казаками, и они готовы поставлять ее нам по низким ценам. Но когда вопрос выходит на государственный уровень, ни один из губернаторов не берет на себя такую ответственность.
Хочу подчеркнуть, что мы, казаки, выступаем за сохранение и укрепление суверенитета наших государств. Но сближение в рамках экономического сотрудничества, гуманитарных программ, взаимодействия общественных организаций еще никому не повредило.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter