Честь имею

История страны, как мозаика, складывается из множества историй отдельных городов, деревень и, конечно, семей. Ведь все мы появились не сегодня, у всех у нас были предки, причем много–много поколений. Сколько же событий включали их жизни! Но что мы, наследники, знаем о том?..

История страны, как мозаика, складывается из множества историй отдельных городов, деревень и, конечно, семей. Ведь все мы появились не сегодня, у всех у нас были предки, причем много–много поколений. Сколько же событий включали их жизни! Но что мы, наследники, знаем о том? Скорее всего, до обидного мало. Да интересно ли нам? Интересно, говорят читатели. И раскапывают свои родоводы, выстраивают генеалогические схемы, бережно перебирают чудом сохранившиеся семейные реликвии и с удовлетворением убеждаются: есть основания гордиться и дорожить своими корнями! Не бывает счастья на земле у «иванов, родства не помнящих». Жизнь социума — неразрывная связь традиций, умений, памяти. Разомкнись где–то одно звено — и весь этот «условно генетический» код даст сбой, что в результате приведет к предательству своего же прошлого. Но это все высокие материи. Если обратиться к более простой стороне, наши семейные истории нередко бывают необыкновенными, увлекательными, почище всякого кино. Пишите, рассказывайте, присылайте любопытные материалы из ваших семейных архивов. Самое интересное мы напечатаем в газете.


Эта история произошла во времена Первой мировой войны. На российско–германском фронте шли ожесточенные бои. В одном из таких боев 20 июля 1915 года под городом Остров был тяжело ранен и потерял руку мой прадед Бронислав Станиславович Волков–Карачевский. Он был без сознания и попал в плен, но через некоторое время его освободили...


Госпиталь, где находился на лечении Бронислав Станиславович, располагался в Петрограде. Однажды, 18 мая 1916 года, туда приехала наградная комиссия во главе с Николаем II. Среди отличившихся героев был и мой прадед...


Когда в палату вошел государь, раненые встали, но Николай II попросил их присесть. Штабной офицер зачитал: «Пулеметчик 233–го Старобельского полка Волков–Карачевский Бронислав Станиславович...» Прадед встал, ответив по уставу. Император подошел к воину и под наградной указ, зачитываемый генералом, лично прикрепил к груди Георгиевский крест. Было в то время Георгиевскому кавалеру 22 года...


Потом зашел разговор о фронте, о планах на жизнь после госпиталя. Царь предложил Брониславу квартиру в Петрограде, но солдат поблагодарил и сказал, что хочет вернуться на родину. Николай II тут же подозвал штабного офицера и приказал за счет государственной казны поставить дом солдату и назначить пожизненную пенсию.


Вернувшись домой из госпиталя, Бронислав Станиславович женился и поставил дом. Согласно царскому указу все расходы на строительство взяло на себя государство. Тот дом стоит и по сей день в деревне Каменка Брылевского сельского Совета. И до, и после революции и белые, и красные обходили сурового Бронислава стороной. Человек он был верующий, все католические и православные праздники почитались в его семье (сам — католик, супруга Анна Станиславовна — православная). Не позволял глумиться над образами, отбирал иконы у «активистов» и раздавал верующим людям. Однажды, увидев у одного из таких «активистов» распятие Христа с отбитой рукой, смахнул слезу и сказал: «Он здесь такой же, как я, — без руки...»


Шло время, в 1940–м ушел в РККА старший сын Бронислава Станиславовича Казимир (всего в семье было 7 детей). Великая Отечественная застала Казимира в Прибалтике. Во время войны Бронислав Станиславович и Анна Станиславовна приютили несколько семей беженцев из Ленинграда, те прожили с ними до конца войны. Старшина пулеметной роты Казимир Волков воевал, познал суровые испытания, плен, горечь утрат и радость Победы. И всегда с честью нес фамилию своего старинного рода Волковых–Карачевских. Вернулся домой лишь в 1947 году. Помог родителям поставить на ноги сестер. Восстанавливал родной колхоз. Долгое время трудился бригадиром полеводческой бригады, его избирали депутатом местного Совета. Вместе с супругой Яниной Недведзкой воспитал троих сыновей и дочь. Старшего сына назвал в честь брата жены Антона Антоновича Недведзкого, летчика–бомбардировщика, полковника, участника Великой Отечественной войны. Всю жизнь Антон Казимирович посвятил спорту и воспитанию молодежи, более 20 лет отработал в школе в Могилеве, а последние 15 лет возглавляет кафедру физвоспитания Могилевского областного технологического лицея № 2. Отслужили в рядах Советской Армии и двое младших сыновей Казимира Брониславовича.


Увидеть войну довелось и мне, старшему в роду правнуку Георгиевского кавалера. Служил в 300–м полку ВДВ. Когда уходил в армию, в уголочке платка был зашит медальон Божьей Матери, который дала мне бабушка, с этим медальоном прошли армию все мужчины в моем роду.


16 августа, в один день со своим прапрадедом, родился представитель нового поколения Волковых–Карачевских, продолжатель рода Антон Волков. Вместе с крестиком на шее малыш носит родовое кольцо. Его прадед пронес семейную реликвию через годы Великой Отечественной, через плен. Верю, что и Антон когда–нибудь передаст это кольцо уже своему сыну, который также будет достойно служить Отечеству и укреплять его.


Игорь ВОЛКОВ, заместитель директора по воспитательной работе УО «МГБТ им. А.С.Пушкина», Могилев.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter