Честь имеем!

Бригаде специального назначения внутренних войск 65 лет
Бригаде специального назначения внутренних войск 65 лет

Так называется книга–летопись о 3–й отдельной Краснознаменной бригаде специального назначения внутренних войск (в/ч 3214), изданная к 65–летнему юбилею части. Уникальность этого документального повествования в том, что хроника событий элитного подразделения написана не столько по архивных данным, сколько по свидетельствам живых очевидцев — ветеранов спецназа. Юбилейный выпуск, значится на обложке, предназначен для служебного пользования. Но у наших читателей есть редкая возможность познакомиться с прошлым и настоящим «тридцатьдвойки». Вместе с командиром бригады полковником Дмитрием Павличенко мы перелистываем самые важные страницы ее истории.

— Дмитрий Валерьевич, сформированный в далеком 42–м 287–й стрелковый полк внутренних войск НКВД, с которого начинается история бригады, выполнял, казалось, невыполнимые задачи на фронте и в тылу. Живы ли боевые традиции?

— Конечно! Разве может умереть память? Оборона Воронежа, бои в составе Юго–Западного фронта, операция «Багратион», послевоенная борьба с бандформированиями в Западной Украине и Белоруссии — в пламени тех тяжких для страны лет ковался характер бойцов. В мирное время часть тоже нередко оказывалась на передовой в самые сложные исторические периоды. Важные даты в биографии полка — Чехословакия, Афганистан, Чернобыль. Конец 80–х — начало 90–х, «горячие точки»: Сумгаит и Нагорный Карабах, Баку и Кировабад, Таджикистан и Приднестровье. Сегодня служба проходит не менее напряженно. В любой момент может поступить команда на задержание опасного преступника или освобождение заложников. Более 40 военнослужащих бригады награждены боевыми орденами и медалями (из них 5 — орденом «За личное мужество», 5 — орденом «За службу Родине» и 13 — медалью «За отвагу»). Нынешние спецназовцы так же честно выполняют свой долг, как их деды и прадеды.

Связь поколений у нас очень крепкая. Ветеранская организация, считай, — одна из самых боевых единиц части. Юбилейная книга — во многом заслуга активистов организации. Ветераны перевернули приличный массив архивов, дополнили эти сведения собственными воспоминаниями, и получился вполне достойный исторический труд.

— Слышала, что в недалеком будущем киностудия «Беларусьфильм» приступит к съемкам художественного фильма «Краповый берет».

— И некоторые роли в нем сыграют бойцы бригады. Автор сценария — член Белорусской ассоциации ветеранов спецподразделений внутренних войск «Честь» Александр Дебалюк. В основе сюжета — реальные служебные будни. Никакого вымысла. Съемки будут проходить на территории бригады, так что искусственных декораций не понадобится. Вообще, юбилейный год богат на памятные события. Высокой награды «Золотая литера» удостоился журнал «Спецназ» (детище бригады и ассоциации «Честь»). Бригадный духовой оркестр стал лауреатом конкурса духовиков вооруженных формирований. ВИА «Спецназ» записал второй диск, уже завоевавший популярность у слушателей. Тоже важная деталь. Ведь если солдаты поют, значит, служится им нормально.

— Возможностей для самовыражения в бригаде действительно много. Недаром служить в «тридцатьдвойке» мечтает чуть ли не каждый мальчишка. Конкурс на звание рядового в/ч 3214 не меньше, чем в самых престижных вузах. Видимо, с каждым годом приходится ужесточать отбор?

— Вы правы, отбираем лучших из лучших. И этих лучших воспитываем сами. Почему молодежь рвется к нам служить? Да потому, что работа с будущими новобранцами начинается задолго до их призывного возраста. Без всяких указаний сверху мы первые в стране стали организовывать лагеря для «трудных». Военно–патриотические клубы, которые опекает ассоциация «Честь», существуют уже во всех областных и многих районных центрах. Российские коллеги тоже проводят большую воспитательно–патриотическую работу. И нам очень приятно, что на соревнованиях в Новороссийске наш витебский клуб занял почетное 7–е место из 29. Значит, чему–то мы ребят научили. И «косить» от армии наши подопечные, уверен, не будут.

Однако тем, кто увольняется в запас, внимания требуется не меньше, чем призывникам. Знаете, мне больно вспоминать о времени, когда некоторые бывшие спецназовцы, не найдя себе места за воротами КПП, попадали в криминальные структуры. Молодые люди уходят со службы с обостренным чувством справедливости. И когда сталкиваются с безразличием и равнодушием, их это ранит. Важно не потерять эту молодежь. Это же наша опора в трудную минуту. Сегодня ветераны спецназа (все, кто отслужил) автоматически становятся членами ассоциации «Честь». Своих не бросаем: находим им работу, помогаем материально, если нужно. Иначе, считаю, быть не может.

— О специальном отряде быстрого реагирования (СОБР) говорят: это спецназ в спецназе. И вы, Дмитрий Валерьевич, по праву считаетесь его создателем. Оглядываясь на пройденный путь, как думаете: идея себя оправдала?

— На сто процентов. Когда отряд только формировался, многие с недоверием относились к этому замыслу. Но сегодня на счету СОБРа столько боевых побед, что ни у кого не осталось сомнений: здесь служат профессионалы, которым по плечу самые рискованные и сложные задачи. Это прочно спаянный коллектив, где каждый на своем месте. Практически никакой текучести кадров. В год освобождается максимум два места. Так вот, представьте, ежегодно мы призываем на службу около 500 человек. И по большому счету, каждый их них — потенциальный соискатель одной из вакансий, а отобрать нужно только двоих. Претендент должен быть «краповиком», прослужить некоторое время по контракту и зарекомендовать себя как универсальный солдат. Это общие требования. Дальше оцениваем индивидуальные качества.

— Позвольте личный вопрос: каково это — быть командиром бригады специального назначения?

— Прежде всего, я ощущаю себя преемником 19 своих предшественников, которые провели часть славным героическим путем. А это большая ответственность. Для меня не было бы ничего горше, чем услышать упрек со стороны наших ветеранов. Всей своей службой старался не давать для этого повода, вести бригаду только вперед. Статус обязывает. В/ч 3214 — своего рода экспериментальное подразделение. Мы испытываем новую технику и оборудование, передовые методики и тактики. Ну а кроме того, быть командиром спецназа — значит быть примером для других: вместе со всеми потеть в тренажерном зале и на тренировках. Вспоминать, какие рекорды ставил в молодости, для офицера нашей части не годится. Разве кабинетный командир имеет моральное, неуставное право требовать полной самоотдачи от подчиненных? Как практик скажу: в реальной боевой операции личный авторитет не менее важен, чем буква устава.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter