Чешский Трамп

О том, что на всеобщих парламентских выборах в Чехии, которые завершились в эти выходные, победит политическое движение ANO («Акция недовольных граждан»), которое шесть лет назад создал второй богатейший человек страны, миллиардер (состояние оценивается в 2,5 млрд евро) Андрей Бабиш, эксперты знали. Но отрыв от ближайших соперников впечатлил всех. ANO и Бабиш, обещавший «управлять страной как фирмой», до мая занимавший пост вице–премьера и министра финансов, в мае лишившийся поста и депутатской неприкосновенности из–за начатого расследования (его обвиняют в том, что принадлежащее ему предприятие «Агроферт» незаконно получило 2 млн евро европейских дотаций), получили на выборах 29,6% голосов и 78 мест в парламенте. Причем впервые в истории чешских выборов одна партия (хотя формально это не партия, а движение) стала первой во всех регионах. Если это не общенародная поддержка, то что?

Всего в парламент прошло девять партий — от крайне правых до совсем левых, с весьма отличными друг от друга приоритетами. Это означает, что договариваться по ключевым вопросам будет трудно. Самый большой и неожиданный успех — у «Пиратской партии», выступающей в том числе за ограничение авторских прав: набрав 10,8% голосов, она стала третьей, впервые прошла в парламент и получит 22 места. Подобные партии существуют во многих европейских странах, но нигде они не добивались такого успеха, как в Чехии. Писатели и художники поеживаются от грядущей неопределенности.

Сокрушительное поражение потерпела правящая с 2013 года в коалиции с движением ANO Социал–демократическая партия во главе с министром иностранных дел Любомиром Заоралеком: всего 7,3% голосов (–15,1% по сравнению с предыдущими выборами) и 15 мест в парламенте. Заоралек во главе предвыборного списка выполнял роль спасательного круга: его срочно номинировали кандидатом на пост премьер–министра, когда стало понятно, что рейтинги действующего премьера Богуслава Соботки, вступившего в прямой конфликт с Андреем Бабишем, а из–за этого и с президентом Милошем Земаном, ведут партию к катастрофе. Соботка хотел убрать сильного конкурента (Бабиша), возбудив против него уголовное дело и пригрозив своей отставкой. Но стоило ему приехать на переговоры в Пражский град, как президент Земан, имеющий давнюю личную обиду против Соботки, потребовал, чтобы отставка состоялась. И тут случилось нечто в политической истории (как минимум в Чехии) до сих пор неизвестное: премьер передумал. Страна этого мятущегося премьера наблюдала в прямом эфире, и... правильно: кому нужен нерешительный премьер во время, требующее серьезных решений? Так что результат для социал–демократов совершенно закономерный, но, кстати, не означает, что их не будет в правительстве. Могут быть. Без Соботки, конечно.

Потому как формирование правительства в Чехии может оказаться задачкой еще более сложной, чем формирование правительства в Германии (фрау Меркель уже заявила, что раньше Рождества не успеет). Президент Земан уже поручил формирование правительства Андрею Бабишу, назвав уголовное преследование против него «полицейской провокацией». Его депутатская неприкосновенность восстановлена, уголовное расследование приостановлено.

Но желающих войти с Бабишем в коалицию почти нет. Вторая по итогам выборов партия «Гражданские демократы» (25 мандатов) уже отказалась: «Мы считаем, что у ANO нет способностей для работы в рамках коалиции. Это движение одного человека», — заявил руководитель партии Богуслав Свобода. Лидер движения «Свобода и прямая демократия» Томио Окамура (чех по матери), стоящий на резко антимигрантских позициях, сотрудничать с Бабишем тоже отказался, ссылаясь на то, что премьером не может быть человек, находящийся под уголовным расследованием. По этой же причине от сотрудничества отказались «Старосты и независимые» и триумфальная «Пиратская партия». Сам Бабиш заявил, что не будет вести переговоры с правой и антиевропейской «Свободой и прямой демократией» и коммунистами. Так что если кто–то надеялся, что выборы в Чехии прояснят ситуацию в стране, то напрасно: теперь она выглядит еще более запутанной.

Одно понятно: выиграли евроскептики, противники мигрантов–мусульман и введения евро. А исход голосования решили те избиратели, которые определялись с выбором в самый последний момент, буквально на избирательном участке. Те, кто устал от традиционных партий, их обещаний и политики, отдали свои голоса за в большей или меньшей степени правых, «антиистеблишмент» и популистов. Это как раз Андрей Бабиш и его ANO, «Пиратская партия», «Свобода и прямая демократия» и «Старосты и независимые» (две последние — новые политические образования). Меняются политики — значит, изменится и политика? Очень может быть. По крайней мере, именно на это надеются избиратели в Чехии.

sbchina@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter