Чертова дюжина премьер

XI Международный фестиваль "Славянские театральные встречи" задал высокую оценку

XI Международный фестиваль "Славянские театральные встречи" задал высокую оценку


ЛУЧШИЕ работы столичных и региональных театров Беларуси, России, Украины и Молдовы. Пять дней только премьерных спектаклей. Известные театральные критики. Все это страницы XI Международного фестиваля "Славянские театральные встречи", который с 12 по 17 мая держал высокий градус искусства в Гомеле - культурной столице Беларуси и СНГ.


Дело случая


История фестиваля проста. Видимо, потому он оказался таким живучим. Незадолго до развала СССР руководители трех театров - Брянска, Гомеля и Чернигова - загорелись идеей: организовать собственный фест, где бы встречались, обменивались идеями, искали новое. Спешили сохранить театральное пространство приграничных регионов. Первый фестиваль удалось провести на исходе 1989-го года под девизом "Искусство за Союз". Как в воду глядели...


- Славянская драматургия и лучшие спектакли, премьеры сезона - вот два ключевых принципа фестиваля, - рассказывает о сути форума один из его основателей Валентина Роговская, заместитель директора Гомельского областного драмтеатра.


За годы из "местечкового" он вырос до международного, в котором появились и труппы из дальнего зарубежья.


Владимир Макаров, секретарь Союза театральных деятелей Центрального федерального округа России, стоявший у истоков фестиваля.


- Ни разу не пожалели, что взялись за это дело?


- Ни разу. Фестиваль вырос из случая, а дал очень многое. Ведь он не только дарит общение и сотворчество, но и открывает, как в равных условиях выживает театр, нужен ли он сегодня государству, обществу, зрителю. И всякий раз мы убеждались - нужен.


- За годы миссия "встреч" стала другой?


- По-прежнему, это обмен энергией и идеями, сохранение языка, добро и позитив, "притяжение" фестивалем молодежи...


- А есть ли у всего этого продолжение?


- Безусловно. Фестиваль вошел в госпрограммы трех стран. Благодаря "встречам" у наших театров появились обменные гастроли, что сегодня для других проблема. Мы даже дали им название - "Славянское золотое кольцо".


Зритель всегда прав


Ныне на фестиваль, проходивший под девизом "За духовность и нравственность", в Гомеле ожидали 15 коллективов. По разным обстоятельствам не случилось приехать театрам из Берлина и Киева. Афиша сложилась из 13 премьерных спектаклей.


В ней работы Национального академического театра имени Купалы, Московского драматического театра на Перовской, театров Брянска, Смоленска, Новгорода... Впервые приехал на "встречи" Русский духовный театр "Глас". Репертуар, предложенный зрителю, получился пестрым - от проверенной классики Островского и Старицкого до современной сатиры Шендеровича. Билеты, к слову, разошлись задолго до начала фестиваля. Спектакли проходили при полных аншлагах.


Ричард Смольский, председатель Белорусского союза литературно-художественных критиков.


- А какой сегодня театральный зритель?


- Искусством больше интересуется молодежь, в основном до 30 лет. Все это театр должен учитывать, ибо задача режиссера и актера в том, чтобы пришедший сегодня зритель стал активным соучастникам - воспринял твое творчество и не остался равнодушным.


- Получается?


- Вполне. Ведь в основе белорусского, российского, украинского театра лежит славянская театральная культура. Нас объединяет психологический театр. Какие бы ни были новаторские поиски, в конечном итоге они приводят к пониманию: в настоящем драмтеатре главное - психологическая наполненность через актера, которую воспринимает зритель.


- На ваш взгляд, в столице или в регионе сложнее привлекать зрителя?


- Сегодня и перед столичными, и перед региональными театрами стоит совершенно новая задача - научиться заниматься творчеством в условиях рыночной экономики. И главное в этих обстоятельствах суметь остаться высоким, духовным, содержательным, облагораживающим человека, а не превращающим его в нечто звероподобное, что сегодня мы можем видеть на других примерах.


Переломный момент


У фестиваля была и другая сторона медали, невидимая публике. На протяжении всего форума неустанно трудились театральные критики. После каждого спектакля происходил "разбор полетов", да такой разрушительной силы, что впору было труппам посочувствовать. Редкий спектакль, даже если он сорвал бурю зрительских оваций, вышел из профессиональных дебатов "живым и невредимым". Однако, по словам и актеров, и критиков, в этой составляющей фестиваля есть колоссальная польза. В кругу профессионалов размышляли и о судьбе славянского театра, его месте в бурно меняющемся информационном потоке. Устоит ли в век интернета, останется ли храмовым искусством, какой дорогой пойдет. Непраздные вопросы для театров постсовесткого пространства.


Олег Пивоваров, председатель жюри фестиваля, главный редактор российского журнала "ТеатральнаЯ жизнь".


- Так быть театру или не быть?


- Не пугайтесь, театр был, есть и будет. Никакой виртуальный мир не восполнит передачу энергии, живое взаимодействие, общение.


- Тогда, за чем будущее - за экспериментом?


- Без эксперимента и новаций театр не может. Однако нас пробует на излом технологическая революция. Выходит вперед дилетантизм. Под словом "эксперимент" порой появляются грубые, неумелые подделки. Этим театр превращают в территорию, не приносящую плодов. Здесь главное - называть вещи своими именами. Если это настоящий эксперимент - надо отдать должное. Профанация - сказать прямо ...


- Значит, театр на перекрестке?


- Сейчас, действительно, момент перелома. Мы не можем быстро отряхнуться от старой жизни и перейти органично в новую. Идет очень сложный процесс встройки каждого человека в эту новую жизнь. Искусство еще не угадывает ее языка, не в состоянии осознать всех конфликтов, которые происходят, и оно бросилось к внешнему эксперименту - к вещам простым, понятным, физиологичным. Это время, когда театр должен осмыслить, что с ним происходит, куда его ведут и как ему жить дальше.


Под занавес


На подведении итогов фестиваля случилась интрига. Жюри раскололось во мнениях, какой же спектакль более достоин Гран-при, так как в равной степени на него претендовали две работы. На том и сошлись - главным призом отмечены спектакли "Не мой" Национального академического театра имени Я.Купалы (Минск) и "Великая княгиня Романова (возвращение)" Русского духовного театра "Глас" (Москва).


Лучшей режиссурой признана работа Виталия Барковского в спектакле "Этюды любви" Смоленского государственного драмтеатра имени Грибоедова. Актер Гомельского областного драмтеатра Владислав Карако удостоен награды фестиваля за мужскую роль. Лучшая женская роль сыграна актрисой театра "Глас" Татьяной Белевич. Жюри высоко оценило сценографию Бориса Герлована в белорусском спектакле "Не мой". Алексей Козело и Валентина Гарцуева, актеры Национального академического театра имени Я.Купалы, названы лучшим актерским дуэтом. Специальных премий также удостоены коллективы из Чернигова и Кишинева. "Славянские театральные встречи" в Гомеле теперь ждут в 2014 году.


Кстати


Международный фестиваль "Славянские театральные встречи" ежегодно проводится в Брянске и Чернигове, раз в три года - в Гомеле. Гран-при вручается лучшему спектаклю. В восьми номинациях оценивается работа режиссеров, сценографов, актеров.


dralukk@tut.by


ГОМЕЛЬ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter