Чертова дюжина

Для минчанина Михаила Шатько отец стал самым большим... кошмаром в жизни.
Для минчанина Михаила Шатько (имена всех участников этой истории из этических соображений изменены) отец стал самым большим... кошмаром в жизни.

В тот роковой день одурманенного винными парами Шатько-старшего "заклинило" окончательно. Целясь молотком в голову беременной невестки, Аркадий Шатько в исступлении орал: "Всех вас порешу: тебя, гаденыша твоего и Мишку". Осатаневший глава семейства реально мог загубить две жизни: невестки и будущего внука. Однако, надо полагать, грезилось ему, что, расправившись с беззащитными жертвами, он убьет и сына. Морально.

"Мне урод не нужен"

Аркадий Шатько получил хорошую специальность - наладчик технологического оборудования. Устроился на работу, женился. Вот-вот должен был родиться наследник. Сын появился на свет с небольшим дефектом руки. Реакция новоиспеченного папаши стала первым потрясением для его молодой жены. Сказал как отрезал: "Ребенка из роддома забирать не буду. Мне урод не нужен".

От ребенка его жена не отказалась. Но долго жить с мужем-тираном и выпивохой тоже не смогла. Ушла. Сын переехал жить к бабушке. Хорошо учился, поступил в вуз. Как один из лучших студентов получил направление на стажировку в Германию. Во время учебы познакомился с будущей женой Оксаной.

В однокомнатной бабушкиной квартире разместиться молодой семье было негде. И Михаил решил поселиться по месту прописки, вместе с отцом. "Все-таки две комнаты, - рассудили молодые. - Как-нибудь уживемся".

Однако мирного общежития Шатько-старший не хотел. Невестку невзлюбил с первого взгляда. Поминутно закатывал истерики по пустячным поводам. Словно заноза, его беспокоила одна и та же навязчивая идея: "Или я их выживу, или они меня". Вскоре он заметил, что Оксана ждет ребенка.

"Когда отец узнал, что моя жена беременна, совсем озверел", - скажет позже следователю Михаил. После чего Аркадий Шатько предпримет попытку разыграть саму невинность: дескать, всячески над ним измывались, угрожали выкинуть на улицу, ни с того ни с сего вызывали участкового и даже избили его "по наводке сына".

В искренность Аркадия Шатько еще можно было бы поверить, если бы не его уголовное прошлое. Вот цитата из приговора, вынесенного судом Советского района в 1994 году: "Совершил умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок, отличающиеся особой дерзостью". Сломал человеку челюсть - "беспричинно, из хулиганских побуждений". В приговоре, вынесенном тем же судом семью годами позже, фигурируют схожие формулировки. Только в этот раз Шатько "хулиганил" с еще большей дерзостью, вооружившись ножом.

В материалах нынешнего уголовного дела упоминается о двух протоколах об административных правонарушениях, составленных на Аркадия Шатько практически один за другим. Имеется и характеристика, выданная дебоширу по месту жительства: "Склонен к семейно-бытовым скандалам и злоупотреблению спиртным. В течение 2004 года неоднократно привлекался к административной ответственности"... И к сожалению, даже административные меры не повлияли на поведение А.Шатько. Незадолго до трагической развязки после очередного семейного инцидента Михаил в официальном обращении в милицию написал: "Прошу оградить меня и мою жену от скандалов и угроз со стороны отца, мы боимся находиться с ним под одной крышей". Они действительно боялись. Даже врезали замок в дверь своей комнаты. Но это Оксану не спасло...

От частного к общему...

25 августа Аркадий Шатько ушел из дому рано. Вернулся в обед и, по обыкновению, навеселе. Сын был на работе, невестка хлопотала по хозяйству. Свекор, как водится, принялся донимать Оксану. Она молчала. Это лишь распалило распоясавшегося выпивоху. Посыпались мат и угрозы. После звонка в милицию на пороге появился участковый. Скандалист присмирел. Он, вероятно, слышал, как невестка пообещала прийти вечером с мужем в опорный пункт, чтобы решить "больной вопрос". После ухода участкового Оксана отважилась выйти на кухню.

Удар обрушился на нее внезапно. Почувствовав резкую боль в затылке, она тихо сползала на пол. Ее мучитель злобно прошипел: "Давно надо было тебя, суку, убить". И занес руку для нового удара. Оксана стала терять сознание. Смутно различая силуэт человека с молотком, чудом сумела увернуться. Шатько потянулся за ножом. Его жертва из последних сил оттолкнула изверга, добралась до своей комнаты и заперлась. Выйдя из себя, Шатько попытался взломать дверь. Оксана судорожно нажимала кнопки телефона. Смекнув, что с минуты на минуту в квартире будет милиция, свекор ретировался.

Два дня преступник отсиживался на даче у брата. На третий его задержали. "Поймите, достала она меня, - оправдывался Шатько на допросах. - Не хотел убивать. Думал припугнуть". Несколько раз подозреваемый, а после обвиняемый в покушении на убийство менял показания. То вспоминал события 25 августа, то "забывал", ссылаясь на частые "провалы в памяти". На суде, однако, комедию ломать не стал, рассказал все, как было. Просил строго за содеянное не наказывать. Согласно заключению судмедэкспертов, Шатько во время расправы над невесткой не мог не сознавать, что вполне может и убить... С учетом этого Минский городской суд сказал свое слово: 13 лет лишения свободы. Чертова дюжина...

Судья Минского городского суда Владимир Хробастов, рассматривавший это уголовное дело, считает, что каждого третьего подобного преступления - "бытовухи" - могло бы не случиться. Если бы вовремя на ситуацию повлиял участковый инспектор. Направление дебоширов и алкоголиков на принудительное лечение в ЛТП, безусловно, трудоемко и хлопотно, но при желании это можно сделать за 1 - 2 месяца. С Шатько и вовсе не должно было возникнуть проблем: безработный, состоит на учете в наркодиспансере, злостный правонарушитель. Заявлений от родственников с просьбой оградить их от выходок Шатько в архиве районной милиции тоже предостаточно. Фактор времени? Конфликт в семье Шатько произошел не вдруг, а вызревал полтора года. Стечение обстоятельств? Неоднозначный вопрос. Примерно за месяц до трагедии сменился участковый. Получается, прежнему инспектору было недосуг разобраться, новый, как говорят результаты служебной проверки, хотел, но не успел.

...В октябре у молодых родителей родился сынишка. И уже два раза побывал под капельницей в больнице. Врачи объясняют болезненное состояние мальчика перенесенным Оксаной стрессом. По решению суда ей полагается компенсация за моральный ущерб - 3 миллиона рублей. Только вряд ли эта сумма окупит пережитый ужас и будущие страдания. В разговоре со мной Оксана обронила: "Мне кажется, еще ничего не закончилось". Прошло почти полгода, но она до сих пор просит мужа баррикадировать на ночь входную и балконные двери - боится свекра...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter