Черный ящик для крана

Пневмоколесный кран не спеша поднял  железобетонный куб с надписью «5 тонн», несколько раз перенес его с места на место и опустил на землю...

Пневмоколесный кран не спеша поднял  железобетонный куб с надписью «5 тонн», несколько раз перенес его с места на место и опустил на землю. Эти несложные манипуляции носили исследовательский характер: недавно на базе 30-й отдельной железнодорожной бригады Департамента транспортных войск проводились испытания прибора комплексного соблюдения безопасности кранов (КСБК) производства белорусского предприятия ЗАО «Критерий». За работой оборудования наблюдали представители белорусского Проматомнадзора, Ростехнадзора, потенциальные заказчики.

Прибор КСБК внешне представляет собой небольшой ящик с микропроцессорной начинкой — контролером, который анализирует информацию различных датчиков. Они фиксируют положение крана в пространстве, информацию о поднятом грузе, его перемещения, расстояние до препятствий и опасных предметов, например, линий высоковольтной электропередачи. Как только возникает вероятность столкновения или опасность аварии, электроника автоматически блокирует систему управления краном.  

Железнодорожные войска одними из первых в республике оборудовали свои краны приборами КСБК отечественного производства. А поэтому стали, в некотором роде, партнером ЗАО «Критерий» в исследовании работы нового оборудования. Кстати, фактически наполовину прибор состоит из комплектующих белорусского производства. Электроника — импортная, а механические узлы — отечественные. Например, корпус для контроллера производства «Горизонт»: противоударный, выдерживает вес человека, с защитой от электромагнитных помех датчики изготавливаются на НПО «Планар»… Кстати, прибор КСБК иногда еще называют черным ящиком крана: он выполняет не только функцию обеспечения безопасности, но и хранения информации о всех движениях техники. 

Прибор подходит для обеспечения безопасности любых типов кранов: башенных, пневмоколеcных, мостовых… При небольшой модернизации может устанавливаться на строительные подъемники, лифты, буровые нефтяные вышки и другое оборудование повышенной опасности. Ведь причиной несчастных случаев чаще всего становится человеческий фактор: крановщик элементарно не замечает препятствия, происходит столкновение. Проматомнадзор в 2005 году ввел обязательное условие для эксплуатации кранов — наличие прибора КСБК. 

Правила ужесточились, но до их тщательного выполнения, увы, еще далеко. Контролирующие органы пока смотрят несколько лояльно: для оснащения техники такими приборами требуются средства. Однако время, отведенное на «раскачку», подходит к концу, в ближайшие год-полтора краны без КСБК будут запрещать к эксплуатации. 

В стране насчитывается около 15—17 тысяч различных кранов. ЗАО «Критерий» (единственный производитель такого оборудования в республике) продало за прошлый год около 300 единиц приборов. И еще приблизительно столько же было импортировано. Словом, как только Проматомнадзор включит административные рычаги воздействия, спрос на оборудование КСБК резко увеличится. 

— Мы установили современные итальянские линии производительностью порядка тысячи плат в месяц, — говорит заместитель директора ЗАО «Критерий» Михаил Медведев. — Понятно, что наши мощности превышают даже максимальные потребности внутреннего рынка, поэтому рассматриваем вопросы экспорта, прежде всего в Россию. 

На внешних рынках приборы ЗАО «Критерий» конкурентоспособны. Одно из главных преимуществ белорусской разработки — ее универсальность. Одинаковые датчики и контролеры могут монтироваться на краны любых модификаций, меняется только программное обеспечение. Тем не менее для освоения российского рынка необходимо пройти достаточно сложную процедуру согласования с различными ведомствами. Нужны разрешения на использование продукции ЗАО «Критерий» на российских кранах. Испытания в 30-й отдельной железнодорожной бригаде стали одним из завершающих этапов юридического оформления выхода на российский рынок. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter