Черный тюльпан

Тысячи манифестантов в Бишкеке требуют отставки президента Бакиева
Тысячи манифестантов в Бишкеке требуют отставки президента Бакиева

Киргизы снова пошли на Чуй — главный проспект столицы. Оппозиция объявила бессрочный митинг, пока не уйдет в отставку тандем Бакиев — Кулов (президент и премьер, пришедшие к власти после «тюльпановой революции» в марте 2005 года).

Что же происходит в Бишкеке год спустя после ухода Аскара Акаева? Внешняя канва нынешнего политического кризиса выглядит как борьба за конституционную реформу. Оппозиция требует от Бакиева передать часть полномочий и превратить Кыргызстан из президентской республики в парламентско–президентскую. Понятно, что все это — лишь повод.

В одном оппозиционеры правы — и в этом честно признался в своем обращении к нации Бакиев, — «демократически избранная в результате тюльпановой революции власть» не смогла избавить народ от нищеты, безработицы, коррупции, межклановой борьбы и прочих азиатских особенностей политического процесса, которые, собственно, и привели к бегству Акаева.

Бакиеву же осталось тяжелое наследство, отягощенное тем, что за прошедший год президентского срока ему приходилось не столько создавать рабочие места, сколько сдерживать натиск наступающих с юга исламистов. Увы, этот джинн первым выглянул из бутылки, как только почувствовал слабость государственной власти.

И не этот ли «джин–тоник» пьянит сегодня вышедшую на улицы молодежь? В тюльпановом букете все сильнее пахнет воинственным исламским фундаментализмом...

Месяца два назад я уже писала статью «Черная метка». Речь о том, что три президента — Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана — получили от Исламского движения Узбекистана (ИДУ) угрозы за противодействие построению исламского государства.

Еще более опасным противником светских режимов региона становится партия «Хизб ут–Тахрир», использующая, как она сама заявляет, мирные, идеологические средства борьбы. «Хизбутовцы» переманивают в свои ряды целые села и районы в Ферганской долине, включая юг Кыргызстана. Создание «Халифата» для активистов этой партии становится лишь вопросом времени, о чем, не скрывая гордости, заявляют ее лидеры.

Нур Омаров, профессор Российско–киргизского славянского университета, считает, что Средняя Азия действительно стоит перед лицом масштабной дестабилизации. «Однако пресловутое «исламское подполье», само того не сознавая, является лишь инструментом в руках глобальных режиссеров, направляющих главный удар на «восходящий Китай», — считает киргизский политолог. — Взорвать «исламскую бомбу» под боком у Китая, в котором идет затяжная война с уйгурскими сепаратистами, пытающимися создать свое государство, — прекрасная для этого возможность».

Известный американский политолог Ариэль Коэн в недавней своей статье подтвердил, что особые геополитические интересы США в этом регионе входят в противоречие с расширением влияния Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Причем американцев волнует не столько то, что численность российских подразделений превосходит американский контингент, дислоцированный в Средней Азии. Хотя и это тоже.

Но гораздо страшнее для США то, что написал Коэн: «Китай, пожалуй, повел себя наиболее активно, используя ШОС для изменения расстановки сил в Средней Азии. Пекин страстно желает расширить свое региональное военное влияние в Средней Азии, предлагая даже кыргызским властям подумать над созданием в Кыргызстане китайских военных баз».

...Так случайно ли вновь трясет Кыргызстан? И последнее ли это «геотрясение»? Вопросов много, но определенный и краткий ответ мы услышали только один. «Военнослужащие российской базы «Кант» не будут вмешиваться в конфликт между официальными властями Кыргызстана и оппозицией, как и в марте 2005 года», — заявил генерал–майор Михаил Никифоров, начальник штаба 5–й армии ВВС и ПВО, в подчинении которой находится российская база, базирующаяся в этой стране.

В компетенцию базы в Канте действительно не входят внутренние проблемы республики. Пока они не перестали быть внутренними...

Фото РЕЙТЕР.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter