Черный пояс

Венесуэла национализирует богатейшие ресурсы нефтяного Пояса Ориноко...
Венесуэла национализирует богатейшие ресурсы нефтяного Пояса Ориноко. Позавчера мировые информационные агентства в качестве темы для размышлений бросили на чашу весов нефтяного спора еще одну новость. Президент Венесуэлы Уго Чавес заявил о возврате в госсобственность стратегических отраслей страны. Главный объект венесуэльской национализации — нефтяная индустрия, в частности все проекты богатейшего Пояса Ориноко. Сейчас крупными долями в этих проектах владеют западные нефтяные гиганты, такие как «Шеврон», «Эксон–Мобил», «Статоил» и «Коноко».

Шаг беспрецедентный — ведь революцию в умах легче совершить, чем подобный переворот в нефтяной отрасли! Транснациональные корпорации в Латинской Америке столь сильны, что просто рассаживали в президентских креслах латиноамериканских государств «своих» президентов... Но даже Латинская Америка преодолевает зависимость от сырьевых рантье, и Уго Чавес — показательный пример. Не думаю, что дело дойдет до изгнания «Шеврона» и «Коноко», но эти компании точно не будут диктовать государству!..

Чавес думает не только о своем народе, но и проводит политику энергетического добрососедства: например, программа «Petro Caribe», призванная объединить нефтяные мощности стран Карибского региона, обеспечивает этим государствам доступ к дешевому венесуэльскому топливу. Кроме этого, существует Каракасский энергетический договор, согласно условиям которого, если цена нефти находится выше отметки 30 долларов за баррель, страны региона могут платить Венесуэле лишь 70 процентов от требуемой суммы...

Все это заставляет проводить параллели, сравнивать, размышлять, а как, собственно, распоряжаются нефтяным могуществом различные государства. «Если для современной Венесуэлы нефть — это инструмент внешней и внутренней политики, то для России «черное золото» остается неким проклятием, доходы от которого она почему–то не в состоянии переварить», — пишет известный российский журналист Андрей Кириллов. «Белорусский газовый кризис должен помочь российскому политическому классу вспомнить, что национальный интерес есть понятие комплексное, — продолжает тему российский автор Аркадий Мошес. — Оно не сводимо ни к национальному эгоизму — то есть стремлению получать преимущества исключительно за счет и в ущерб своим внешнеполитическим контрагентам, ни тем более к корпоративным или иным частным заинтересованностям. И главное, национальный интерес должен быть понятен нации, а не отдельным ее представителям».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter