Почему растет неуважение к мемориалам

Черный обелиск неблагодарности

Мертвые, как известно, сраму не имут. Но участившиеся случаи поджаривания сосисок на Вечном огне, эротических фотосессий на фоне обелисков Победы, глупого позирования на мемориалах, а то и вовсе их разгрома и осквернения — не приговор ли это нам, живым?


Наступивший год открыл новую страницу в печальной летописи осквернения мемориалов. Во Львовской области Украины вандалы взорвали памятник убитым в Гуте Пеняцкой. Это село являлось базой польской самообороны и советских партизан. И было уничтожено 28 февраля 1944 года бойцами 4-го Галицкого добровольческого полка печально известной дивизии СС “Галичина”.

Борьба с мемориалами — явление отнюдь не украинское. В самой Польше прошлым летом были осквернены и разрушены памятники воинам Красной Армии в городах Кельце и Макове. На российском Алтае и в Бурятии не первый раз жгут траурные венки в парках Победы. Громкие инциденты были в Калининграде и Волгограде... В США прошлой осенью осквернили мемориал погибшим от теракта 11 сентября 2001 года, расположенный в Лос-Анджелесе. Здесь было установлено 2997 небольших американских флагов — в память о каждой из жертв трагедии. День спустя все флажки оказались, как писала Los Angeles Daily News, “смяты, порваны и превращены в мусор”.

И даже в нашей стране, потерявшей во Второй мировой каждого третьего жителя и свято чтущей их память, нет-нет да и находятся свои выродки. В мае прошлого года ими под Ивенцом был осквернен мемориал на месте уничтожения летом 1942 года 800 местных евреев. Осенью другие моральные уроды — четверо скинхедов — облили краской камень-памятник в Могилеве. А в Полоцком районе педагог (!) местного кружка по военной истории (!!!) учинил со своими подопечными безобразный ночной шабаш на кладбище, повредив 67 могил...

Нечто подобное случается и в западноевропейских странах. Директор германского фонда “Памятник убитым евреям Европы” Уве Ноймеркер не скрывает сожаления:

— Мы видим в Европе факты осквернения еврейских кладбищ. Это не является какой-то германской спецификой. Такие акты происходят и в Польше, и во Франции, и в других государствах.

Конечно, о масштабах игиловского беспредела — планомерного уничтожения террористами исторических памятников Сирии и Ирака — у нас говорить не приходится. Разрушение сирийской Пальмиры по всем правилам телевизионного шоу, уничтожение шиитских мечетей, подрыв центральной библиотеки и варварский разгром музея в Мосуле, бульдозерный снос руин древних городов Хатры и Нимруда, входивших в Список ЮНЕСКО, — во всем этом пусть извращенная, но логика есть. Тем самым террористы “Исламского государства” управляют религиозными настроениями, продвигая собственную идеологию. Стирая с лица земли все, что относится к культурному многообразию народов, проживавших тут с древних времен, ИГИЛ посягает на идеалы и ценности, определяющие силу и мощь наций. На их способность выдерживать исторические испытания и развиваться.

Но что лежит в основе нашего вандализма? Банальное скудоумие исполнителей или грязный политический расчет их кукловодов? Прокомментировавший случившееся в Гуте Пеняцкой украинский народный депутат Игорь Мосийчук убежден, скорее, во втором. И кукловодов усматривает на востоке:

— Это никакой не вандализм, а диверсия. И направлена она на эскалацию и так непростых украинско-польских отношений.

Наш политолог, директор Центра по проблемам европейской интеграции Юрий Шевцов, согласен с этим лишь отчасти:

— Украинское общество сегодня весьма политизировано. В нем распространены самые разные формы политического радикализма. И прежде всего — правого, националистического. Поэтому такие жесты, как произошедшее в Гуте Пеняцкой, не выглядят чем-то неожиданным. Ведь как-то националистическая среда должна была отреагировать на принятие польским сеймом постановления, осуждающего Украинскую повстанческую армию, Бандеру и геноцид поляков на Волыни.

Но на проблему борьбы с мемориалами эксперт призывает взглянуть шире. И не путать ее с банальной невоспитанностью отдельных граждан, наблюдаемой порой и у нас:

— В каждой стране для подобных проявлений — свои причины. Разная культура, разная степень накала политических страстей. В Беларуси обычно такого рода акции — классический вандализм. Крайне редко за этим стоит какая-либо развитая политическая радикальная традиция: радикалов у нас государство сдерживает и не дает им развиться в какое-нибудь заметное общественное явление. Даже в решении руководства Брестской крепости штрафовать за неуместные селфи на памятниках и руинах никакой политики нет. По той простой причине, что подобные действия у нас, как правило, не связаны с манифестацией радикальных политических взглядов. Это, скорее, из области личной, так сказать, бестолковости и бескультурья.

А если за этой бестолковостью все-таки стоит чей-то выверенный расчет? Стоят силы, для которых война с покойниками — не общепризнанный признак трусости, а инструмент для решения своих задач? Примером одного из цивилизованных решений такой ситуации может служить история с рядом памятников генералу Ивану Черняховскому, имевшему отношение и к нашей земле. До войны он служил командиром 9-го отдельного легкого танкового полка в Белорусском особом военном округе и командиром танковой бригады. С апреля 1944-го командовал войсками 3-го Белорусского фронта. Погиб он на территории Польши. И когда там начался демонтаж советского прошлого, польская сторона выразила согласие передать барельеф генерала России. А на сломе СССР еще один памятник генералу “переехал” из Вильнюса в Воронеж.

Увы, далеко не каждый мемориал возможно переместить в пространстве. Но тем, кто натравливает радикально настроенную и малодумающую молодежь на борьбу с памятью, хотелось бы напомнить пророческие слова Александра Солженицына: “Чего доброго ждем мы от нашего будущего? Воистину: обернутся когда-нибудь и растопчут нас всех! И тех, кто натравил их сюда, — тоже растопчут”.
Отец Советника избранного президента США Джареда Кушнера Чарльз уже делал пожертвования Новогрудскому историко-краеведческому музею, а теперь намерен финансировать сооружение там стены памяти жертв еврейского гетто. Миллиардер регулярно посещает места, где его родители чудом спаслись от смерти во время Холокоста. И привозит своих внуков на белорусскую землю
Белое и черное

В деревне Лахва Лунинецкого района чуть более года назад за средства неравнодушных к истории своего края граждан был восстановлен воинский мемориал. Памятник на братской могиле партизан и военнослужащих, погибших при освобождении деревни в 1944-м, был установлен в 1957 году и нуждался в капремонте. В результате трехмесячных восстановительных работ мемориалу не только был возвращен должный вид — рядом установили две новые гранитные стелы, на которых увековечены имена 95 местных жителей, погибших в годы Великой Отечественной войны. Увы, без вандилизма не обошлось и тут: во время реконструкции подвыпивший 24-летний местный житель повредил скульптуру солдата, сорвав с нее автомат. Итог — уголовное дело.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter