Беспорядки в Фергюсоне: в США нарастаю социальные и межэтнические противоречия

Черный бунт

В американском Фергюсоне снова неспокойно. Этот провинциальный город, расположенный в штате Миссури, попал в топ мировых новостей в связи с массовыми беспорядками, устроенными местными жителями. Поводом для волнений стало убийство белым полицейским подростка-афроамериканца, после чего город, 67% населения которого составляют темнокожие, буквально встал на дыбы.


Новую волну беспорядков вызвал  вердикт коллегии присяжных, не усмотревших в действиях полицейского состава преступления. Снова не обошлось без расовой подоплеки: в состав коллегии присяжных входило 9 белых против 3 чернокожих, что, по мнению многих возмущенных горожан, и предопределило оправдательный результат. Об этом уже написали все мировые СМИ, в том числе и «Рэспублiка».  На какие же размышления наводит этот случай?

В событиях в Фергюсоне как в зеркале отразился тот клубок противоречий, из которых буквально соткано современное американское общество. Расово-национальный конфликт в США продолжает тлеть, несмотря на все попытки заретушировать его при помощи болезненной политкорректности. Особую остроту проблеме придает то, что расовое размежевание в США по-прежнему в значительной степени совпадает с социально-экономическим расслоением.

США как государство создавались белыми людьми и для белых. Все пресловутые американские права и свободы изначально распространялись исключительно на выходцев из Европы и мирно уживались с институтом рабства, просуществовавшим вплоть до 1863 года. Однако и после отмены рабства расовая дискриминация сохранялась еще на протяжении ста лет. И только в 1960-е гг. принцип расового равноправия побеждает в цитадели свободы окончательно. С тех пор американская пропаганда изо всех сил убеждала мир и собственных сограждан в том, что с расовым неравноправием покончено раз и навсегда и люди всех цветов кожи чувствуют себя в Америке одинаково комфортно. Окончательно уверить всех в этом, казалось бы, должно было избрание первого темнокожего президента. Впрочем, то, какой акцент делался на цвете кожи Барака Обамы, уже само по себе говорило, что с межрасовыми отношениями в США по-прежнему не все благополучно.

Невзирая на темнокожего президента, большинство афроамериканцев по-прежнему представляют социальные низы, наиболее бедные и неблагополучные слои населения. Неприязнь на расовой почве, несмотря на публичную политкорректность, по-прежнему явление нередкое. Высокомерно-пренебрежительный взгляд на чернокожих распространен среди белого населения, в США продолжает действовать целая сеть расистских организаций – наследников известного Ку-клукс-клана. Впрочем, черные платят взаимной неприязнью. Неблагополучные кварталы, населенные темнокожими, нередко превращаются в гетто, где белому человеку появляться небезопасно.

В Фергюсоне все эти социально-расовые противоречия были представлены в полной мере. Депрессивный город с неблагополучной криминогенной обстановкой сам по себе был местом неспокойным. Примечательно, что, несмотря на преобладание афроамериканского населения, в органах власти и силовых структурах доминировали белые. Так, из 53 офицеров полиции Фергюсона только трое были афроамериканцами, мэр города и шеф полиции также белые. В сочетании с общим неблагополучием это только подогревало расовую неприязнь. Поэтому убийство белым полицейским темнокожего подростка стало той искрой, которая взорвала обстановку в городе.

В ближнесрочной перспективе волнения в Фергюсоне вряд ли будут иметь сколь-нибудь серьезные последствия для США. Спонтанные и неорганизованные вспышки народного гнева, как правило, быстро затухают, а организовать и направить протест на систематическое раскачивание обстановки попросту некому. Технологии «цветных революций», активно используемые США по всему миру, против самих США применять пока никто не отваживается. 

Вместе с тем беспорядки в Фергюсоне — серьезный звонок для мирового гегемона. Нарастание социальных и межэтнических противоречий — долговременная тенденция. Американский «плавильный котел» давно не справляется с наплывом мигрантов. Как следствие, размываются этнокультурное ядро и внутренняя связность американского общества. США стремительно превращаются в страну этнических диаспор, гетто и мафиозных структур.

shimoff@rambler.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter