Черным по белому

Говорят, черно-белую фотографию, как и черно-белый кинематограф, предпочитают эстеты
Говорят, черно-белую фотографию, как и черно-белый кинематограф, предпочитают эстеты. Мол, в этой цветовой гамме ничто не отвлекает от сути: от запечатленного пейзажа, рассказываемой истории или нюанса мимики. Большая фантазерка Кира Муратова на черно-белую пленку снимала свои картины последнего времени: “Чеховские мотивы”, “Настройщик”, относительно недавнее “Вечное возвращение”.

Частый гость фестиваля “Лістапад” режиссер Станислав Говорухин для экранизации повести Сергея Довлатова “Компромисс”, получившей киношное название “Конец прекрасной эпохи”, тоже выбрал аскетичную чернобелую пленку. Выбор кажется немного странным. По идее, фильм по Довлатову должен быть ярким, цветастым, солнечным, как фотографии в советском “Огоньке”. Но за то мы и ценим режиссеров крупного калибра, что каждый раз они находят новое решение.

Картина приобрела романтический флер, получилась зрительской и атмосферной. Режиссер, как всегда, умело поработал с актерами. Снова, как и в картине “Высоцкий. Спасибо, что живой”, запоминается искрометная игра Дмитрия Астрахана. Хороши Сергей Гармаш, Светлана Ходченкова, Федор Добронравов...

Можно искать какието огрехи в премьере, но режиссер признавался, что “Конец прекрасной эпохи” — самый личностный его фильм за последнее время. Разве можно в таком случае предъявлять какието претензии чужой исповеди?

Тем, кто упрекает Говорухина в поверхностном взгляде, стоит напомнить, что картина — не дословная и буквальная экранизация конкретного произведения, а все-таки фантазия “по мотивам”. Желчи и сарказма в фильме действительно гораздо меньше, чем в произведении Довлатова. В персонаже Бориса Каморзина, например, совсем не угадывается “тип застенчивого негодяя”, каким он выписан в повести. Но быт и его мелочи Говорухин воссоздает подробно и исчерпывающе. Прямых оценок избегает, несмотря на выбранную цветовую гамму, не разделяя персонажей на “белых” и “черных”. В какой-то момент даже непонятно, сочувствует он своему герою или нет.

Прозе Довлатова — лаконичной, яркой, выпуклой — с кино пока не везло. Бурлескная “Комедия строгого режима” с еще молодым Виктором Сухоруковым — вольная экранизация “Зоны” — получилась слишком расхристанной и рыхлой. Упоминания писателя даже нет в титрах. После “Конца прекрасной эпохи” режиссер совершенно противоположного мироощущения Алексей Герман-младший приступил к съемкам биографического фильма о писателе. Одну из ролей должна исполнить Чулпан Хаматова. Видимо, настало время открыть заново этого прекрасного писателя, воспевавшего неудачников и забулдыг времен застоя.

pepel@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter