Говорят, черно-белую фотографию, как и черно-белый кинематограф, предпочитают эстеты. Мол, в этой цветовой гамме ничто не отвлекает от сути: от запечатленного пейзажа, рассказываемой истории или нюанса мимики. Большая фантазерка Кира Муратова на черно-белую пленку снимала свои картины последнего времени: “Чеховские мотивы”, “Настройщик”, относительно недавнее “Вечное возвращение”.
Частый гость фестиваля “Лістапад” режиссер Станислав Говорухин для экранизации повести Сергея Довлатова “Компромисс”, получившей киношное название “Конец прекрасной эпохи”, тоже выбрал аскетичную чернобелую пленку. Выбор кажется немного странным. По идее, фильм по Довлатову должен быть ярким, цветастым, солнечным, как фотографии в советском “Огоньке”. Но за то мы и ценим режиссеров крупного калибра, что каждый раз они находят новое решение.
Картина приобрела романтический флер, получилась зрительской и атмосферной. Режиссер, как всегда, умело поработал с актерами. Снова, как и в картине “Высоцкий. Спасибо, что живой”, запоминается искрометная игра Дмитрия Астрахана. Хороши Сергей Гармаш, Светлана Ходченкова, Федор Добронравов...
Можно искать какието огрехи в премьере, но режиссер признавался, что “Конец прекрасной эпохи” — самый личностный его фильм за последнее время. Разве можно в таком случае предъявлять какието претензии чужой исповеди?
Тем, кто упрекает Говорухина в поверхностном взгляде, стоит напомнить, что картина — не дословная и буквальная экранизация конкретного произведения, а все-таки фантазия “по мотивам”. Желчи и сарказма в фильме действительно гораздо меньше, чем в произведении Довлатова. В персонаже Бориса Каморзина, например, совсем не угадывается “тип застенчивого негодяя”, каким он выписан в повести. Но быт и его мелочи Говорухин воссоздает подробно и исчерпывающе. Прямых оценок избегает, несмотря на выбранную цветовую гамму, не разделяя персонажей на “белых” и “черных”. В какой-то момент даже непонятно, сочувствует он своему герою или нет.
Прозе Довлатова — лаконичной, яркой, выпуклой — с кино пока не везло. Бурлескная “Комедия строгого режима” с еще молодым Виктором Сухоруковым — вольная экранизация “Зоны” — получилась слишком расхристанной и рыхлой. Упоминания писателя даже нет в титрах. После “Конца прекрасной эпохи” режиссер совершенно противоположного мироощущения Алексей Герман-младший приступил к съемкам биографического фильма о писателе. Одну из ролей должна исполнить Чулпан Хаматова. Видимо, настало время открыть заново этого прекрасного писателя, воспевавшего неудачников и забулдыг времен застоя.
pepel@sb.by