Черные танцы “белого китайца”

В прошлом году к уголовной ответственности было привлечено 1003 сбытчика наркотиков Содержимое упаковок со стиральным порошком, которые вез из Германии поездом № 14 “Берлин—Москва” 39-летний гражданин Беларуси, вряд ли пригодилось бы для стирки, наркотики для этого непригодны. А именно они и находились в коробках. Оперативники контролировали передвижение наркокурьера с начала поездки и до момента доставки в Беларусь, чтобы выявить всю цепочку. Перевозчик был задержан в Минске сотрудниками отдела по противодействию межгосударственному наркотрафику МВД Беларуси. Изъято 78,3 грамма кокаина и 5 килограммов 300 граммов марихуаны на общую сумму свыше 110 тысяч долларов. Таким образом, был пресечен один из крупных каналов поставки наркотических средств в Беларусь. О ситуации, складывающейся сегодня в сфере незаконного оборота наркотиков, “НГ” рассказывает начальник управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми МВД Республики Беларусь Олег ПЕКАРСКИЙ.

— Олег Анатольевич, как изменился наркорынок республики в последнее время?
— В основном доминируют наркотики растительного происхождения, такие как маковая соломка и марихуана. Но их постепенно вытесняет наиболее опасная для человека “синтетика”: триметилфентанил (его еще называют “белый китаец”), метадон, амфетамин. Если одного грамма героина достаточно для употребления одновременно только четырем наркоманам, то один грамм триметилфентанила можно разделить сразу на тысячу доз.
Вполне возможно, что такие изменения в структуре наркорынка приведут к активизации незаконных транзитных перевозок наркотиков. Поэтому ужесточение наказания за подобные деяния стало бы вполне оправданным.
 В прошлом году к уголовной ответственности было привлечено 1003 сбытчика наркотиков. Изъято более 700 килограммов маковой соломки и марихуаны, 16,5 килограмма готовых наркотиков, девять килограммов психотропных веществ и более семи килограммов прекурсоров.
  — Учитывая ту огромную прибыль, какую приносит наркобизнес, перспектива оказаться за решеткой, вероятно, мало пугает наркоторговцев. Может быть, проблему сможет решить высшая мера наказания, применимая, скажем, к наиболее крупным наркодилерам?
— При любом виде наказания, который определят законодатели в этой сфере, наши задачи не изменятся. Наркопреступников мы должны выявлять и изолировать от общества. А казнить их или миловать будет решать суд в соответствии с Уголовным кодексом.
Что касается прибыли, то наркобизнес по доходности находится на втором месте в мире после торговли оружием. Например, стоимость компонентов для производства одного килограмма метадона составляет около тысячи евро. А на рынке один грамм метадона продается уже за 120—150 долларов.
Одному наркоману требуется в день доза на сумму около 15—20 долларов. Это в среднем четыре—семь тысяч долларов в год. А если учесть, что более 60 процентов наркоманов не работают, значит, им где-то надо деньги брать. Нетрудно догадаться, каким способом они “зарабатывают”. Отсюда и кражи, и грабежи, и разбойные нападения, да и убийства тоже.
За совершение преступлений по линии незаконного оборота наркотиков в местах лишения свободы сегодня находится более 2200 человек, из которых 444 женщины. Порядка 70 из них — из стран СНГ, пять из дальнего зарубежья.
Растет и количество больных наркоманией: число официально состоящих на учете лиц выросло с 9500 человек в 2005 году до 12 тысяч на сегодняшний день. И это те, кто стоит на учете. Реальная же цифра, по мнению западных экспертов, в десять раз больше. Мы считаем, что это около 50—60 тысяч человек. Наиболее распространенный возраст наркоманов 20—25 лет. Более половины из них судимы.
  — В последнее время получает распространение новый способ кустарного изготовления опиатов — экстракционного и ацетилированного опия — из семян мака. Тем более что ингредиенты можно законно купить на любом продовольственном рынке.
— К сожалению, нам длительное время не удавалось противостоять такой проблеме в связи с тем, что этот наркотик, как правило, производится из обычных маковых зерен. В результате резко возросла рыночная цена на семена мака (от 2,5 до 35 долларов за один килограмм). Настораживает, когда маковые зерна покупают на рынке мешками. Например, у одного минчанина на квартире изъяли сразу около тонны маковых зерен. Я не думаю, что он собирался их использовать для начинки булочек. Из одного килограмма зерен можно приготовить пять—шесть доз.
В ближайшие два—три месяца нам удастся отрегулировать данные вопросы и взять под очень жесткий контроль распространение семян мака в сетях розничной торговли на территории республики. Прорабатываются вопросы, чтобы вообще запретить торговлю семенами мака частным предпринимателям и предприятиям. Проводятся химические исследования, чтобы выявить тот сорт мака, который будет непригоден для изготовления наркотиков. Хочу отметить, что никто не преследует цель изъять мак из торговли. И проблем с наличием этого продукта на рынке не возникнет. Просто будет наведен порядок.
— Откуда преимущественно к нам поступает коварное “зелье”?
— Большей частью — это психотропные вещества амфетаминового ряда и голландская марихуана, которые в основном поступают из Польши и Литвы. С нашими коллегами из этих стран мы постоянно работаем в контакте. Стараемся ликвидировать цепочку еще на стадии приготовления наркотиков. Только за последние две недели было проведено порядка трех таких совместных мероприятий, в ходе которых были задержаны граждане Беларуси и Польши. Тем самым перекрыты серьезные каналы поставки наркотиков в Беларусь.
Большое количество наркотиков поступает в нашу страну и через белорусско-российскую границу. Вынуждены признать, что отсутствие таможенных препонов позволяет преступникам ввозить эту отраву на территорию Беларуси. За последнее десятилетие этот поток возрос более чем в семь раз. Если в конце девяностых изымалось порядка трехсот граммов психотропных веществ, то в 2006 году эта цифра достигла 22 килограммов.
Во многом такая “активность” преступников обусловлена и ценовой политикой. Если в Голландии один грамм амфетамина стоит доллар, в Польше три—четыре доллара, то в Беларуси уже 8—10 долларов. Героин, производимый в Афганистане, стоит 2—3 доллара за грамм, в России — 100 долларов, в Беларуси — около 40.
Хотелось бы отметить, что большое внимание уделяется контролю за перемещением прекурсоров. Это химические вещества, которые являются производными для многих наркотиков. В настоящее время совместно с Минздравом пересматриваются списки прекурсоров и многие запрещаются к нелегальному обороту в Беларуси. И это правильная политика, потому что при доступности таких препаратов, наличии оборудования и элементарных знаний можно изготовить наркотик кустарным способом.
За последние два года нами ликвидировано шесть таких лабораторий, в которых производили амфетамин, марихуану и даже галлюциногенные грибы-псилацибы.
— Судя по активности распространения наркотиков, противостоять наркотрафику с каждым годом все труднее?
— Конечно, одним взмахом руки проблему не решить, но противостоять ей вполне реально. Но из опыта общения с зарубежными коллегами могу сказать, что в нашей стране, как ни в одной другой, удается очень оперативно реагировать на складывающуюся ситуацию в законодательном порядке. В прошлом году мы внесли две поправки изменений в УК по усилению уголовной ответственности за распространение наркотиков в местах массового отдыха.
Могу с уверенностью сказать, что принимаемые нами меры не позволяют наркопреступникам чувствовать себя комфортно на территории Беларуси. На протяжении длительного времени удается сдерживать прогрессирующую динамику развития наркотизации в стране на уровне 127 человек на 100 тысяч населения. Это, подчеркну, значительно ниже, чем у сопредельных государств.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter