«Черные списки»

Минское общество потребителей вносит в них имена предпринимателей и названия фирм — злостных нарушителей закона
Минское общество потребителей вносит в них имена предпринимателей и названия фирм — злостных нарушителей закона

Как известно, потребительское движение зародилось в США. А точнее, в 1890 году в Нью–Йорке основана Лига покупателей. Первое, чем занялась эта общественная организация, — ответила на злобу дня и начала аттестовывать изделия, «выпущенные при благоприятных условиях», то есть качественные. В то время Америку захлестнула волна фальсификации продуктов питания и лекарств. Добросовестным производителям выдавались специальные метки — лейблы, а названия фирм заносились в белые списки.

Американская история в нашей интерпретации выглядит несколько иначе. Минское общество потребителей на десятом году своего существования пришло к выводу о необходимости создания «черных списков» предпринимателей, владельцев салонов и магазинчиков, игнорирующих законные требования покупателей. Зачем? Ответ на этот вопрос, пожалуй, отпадет сам собой, когда мы с вами только слегка окунемся в суть проблемы...

— Я уже сказала вам, что Владимир Иванович в больнице! (дама перешла на крик) У меня денег нет, я работаю уборщицей, вдова, у меня двое детей! Не звоните мне больше, у меня нервы слабые и я за себя не ручаюсь!..

В телефонной трубке раздались короткие гудки. Получив ушат словесной брани, мы с Эмилией Позняк переглянулись. Такой реакции не ожидала и она. Но кто она такая и кому мы звонили?

В марте нынешнего года Эмилия Александровна, кстати, руководитель сети магазинов розничной торговли, купила в одном из боксов торгового центра «Ждановичи» кожаные брюки. Как и большинство из нас, деньги — более 200 тысяч рублей — отдала наличными, особо не задумываясь о каких–то там кассовых чеках. Обновка сидела отлично! В офисе женщина произвела фурор. Но только опустилась в кресло, как тут же поняла, что просто так встать и грациозно пройтись еще раз уже не сможет. Натуральная кожа новых брюк на самом интересном месте, что пониже спины, расползлась, точно пергаментная бумага. На следующий день покупательница явилась к продавцу в павильон, который по всем документам арендовал индивидуальный предприниматель Владимир Ивасенко. И тут оказалось, что в боксе индивидуальный предприниматель не торгует, нет там и его представителей — наемных работников. И вообще он очень больной человек, инвалид. А торговое помещение предоставлено субарендаторам без каких–либо на то документов. Хотя не думаю, что исключительно по доброте душевной.

Продавцы принять испорченный товар отказались, сославшись на то, что брюки ремонту и восстановлению не подлежат. По юридическому адресу господин Ивасенко не проживает, и почтовые извещения покупательницы возвращаются с припиской: «Адресат выбыл в неизвестном направлении». Между тем проведенная Эмилией Позняк экспертиза доказала, что товар был заведомо некачественным. На это у нее ушло еще около 200 тысяч рублей. С помощью администрации торгового центра и Минского общества потребителей претензию таки удалось вручить предпринимателю. Он сам позвонил Эмилии Александровне, обещал деньги выплатить, но только попросил подождать и оставил для связи сотовый телефон своей знакомой. С тех пор прошел месяц. Ни денег, ни ответа, ни привета от коммерсанта нет, а с комментариями его знакомой и вы, и я, извините за каламбур, уже знакомы.

— Случай такой не единичный, — говорит заведующая юридическим отделом МОП Наталья Карп. — Одной нашей клиентке еще зимой продали некачественные сапоги. Каблук отвалился после нескольких дней носки. А продавец смеется ей в глаза: говорит, мол, бизнес оформлен на ее дочь, которая недавно родила ребенка и живет на государственное пособие, подавайте в суд, пусть взыскивают по 500 рублей десятки лет. Предпринимателей, которые злостно уклоняются от ответственности за продажу некачественного товара, мы и решили заносить в «черные списки». Чтобы с информацией мог ознакомиться каждый, кто собирается делать покупки на рынках и в торговых центрах.

Списки эти не страшилка и не дубинка, фамилии и названия фирм в них периодически меняются по мере воспитания вежливости и лучших традиций в разношерстных рядах отечественных коммерсантов. Ведь что греха таить: многие из них в погоне за сиюминутной выгодой забывают о главном — о чести и добром имени. Что дороже денег.

Например, сейчас на рынке появился такой необычный товар, как надувная мебель, — кровати, кресла. Как убеждает реклама, вещи красивы, удобны, компактны. Их можно перевозить в дорожной сумке, хранить на антресолях. Однако, изощряясь в рекламе, фирмы–продавцы забывают сообщить неискушенному покупателю, что надуть его с надувной мебелью проще простого.

Как абсолютно новый товар на нашем рынке, никогда не производившийся в Беларуси, надувные кресла и кровати не имеют технических условий, то есть стандартов, с которыми приобретенный образец можно сопоставить, чтобы убедиться в его качестве. Обязательной сертификации он также не подлежит. Гарантийного срока эксплуатации нет. В лучшем случае продавец пообещает принять ваши претензии в течение месяца. Кроме того, к надувной мебели, согласно инструкции по эксплуатации, нельзя допускать детей, домашних животных, нельзя стоять, качаться, как на батуте. Все это, пожалуй, было бы уместно и оправданно, если бы на таких условиях продавался копеечный воздушный шарик. Увы, впечатлившись красочной рекламой в метро, минчанка Олеся Шишпаренок заплатила без малого 500 тысяч рублей за шикарную надувную кровать. Не прошло и месяца, как однажды утром девушка проснулась сидя на полу: кровать «сдулась». Причем ни маленьких детей, ни животных с острыми когтями, ни гвоздей в стенах у нее нет, и намерения проткнуть изделие тоже не было. Тем не менее индивидуальный предприниматель Оксана Дубровина предъявила покупательнице два заключения экспертизы (кстати, проведенных без участия и ведома покупателя): одну сделала московская фирма — поставщик товара, другую — эксперты общества «Защита потребителя». Оба документа обвиняли Олесю в ненадлежащей эксплуатации изделия. «Но я абсолютно уверена, что не прокалывала кровать, не прыгала на ней, как на батуте, — не сдавалась девушка, и третья экспертиза Научно–исследовательского института проблем криминологии, криминалистики и судебной экспертизы Министерства юстиции, наконец, доказала: покупателю продали брак. Теперь спор Олеси и Оксаны решит суд. Кстати, за время экспертиз претензии сторон возросли до миллиона рублей в денежном выражении. Мораль этой истории в том, что на нашем рынке совершенно свободно продается довольно дорогостоящий товар неопределенного качества, с минимальными гарантийными обязательствами и без применения кассового аппарата. Вместо чека Олесе выдали руководство по эксплуатации. Судя по обращениям на «горячую линию» МОП, некоторым покупателям надувного товара не дают и этого. Словом, надувают напропалую.

Под номером три в «черных списках» — индивидуальные предприниматели Кулик и Борисенко. Они держат салон по ремонту мобильных телефонов в Минске. Но в МОП советуют лучше к ним не обращаться. Телефоны по гарантии ремонтируют несколько месяцев, игнорируя требования закона о выдаче подменных аппаратов в течение 3 дней после обращения покупателя по поводу ремонта.

«В последнее время на «горячую линию» общества поступает огромное количество жалоб на качество сотовых телефонов, — говорит Ирина Астафьева, председатель МОП. — Такое впечатление, что из России к нам идет поток тщательно замаскированных аппаратов, бывших в употреблении. Если такой аппарат ломается, гарантийные мастерские не берутся за его ремонт, поскольку обнаруживают следы пайки или залития. А стоят эти вещи не так уж дешево — 150 — 300 долларов в эквиваленте.

Но это еще не все. Особое внимание юристов МОП привлек гарантийный талон, выданный покупательнице сотового телефона в ТЦ «Ждановичи». И он такой не первый. В графе продавец — комбинация из 7 цифр. Это мобильный телефон продавца, по которому никто не отвечает. Имеется и солидная круглая печать, по ее диаметру можно прочитать надпись: «Гарантия — 1 год». И все. Ни регистрационного номера, ни лицензии, ни юридического адреса продавца — ничего в таком талоне нет. А коль нет, то и претензии предъявлять просто некому.

Теперь специалисты Минского общества потребителей по долгу службы начинают расследование, кто скрывается за цифрами и странной печатью, которую, оказывается, можно элементарно изготовить и написать в ней что угодно, например, «Привет, ты стал участником лохотрона». Держу пари, что часть беспечных покупателей не заметила бы и этой надписи. Этой нашей национальной особенностью, к сожалению, частенько пользуются недобросовестные коммерсанты. А доказывать справедливость бывает нелегко и недешево.

Р.S. Я долго думала, прежде чем взяться за написание этого материала и указать реальные фамилии его героев и антигероев. А потом все–таки решилась. Хотелось бы верить, что эти факты — детские болезни развивающегося правового государства. Ведь потребительскому движению Америки уже более 100 лет, нашему — ровно в 10 раз меньше.


На «горячую линию» Минского общества потребителей в месяц обращается примерно 500 человек. Сейчас юристы рассматривают 258 жалоб на качество товаров и услуг. Каждая вторая претензия — к работе индивидуальных предпринимателей.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter