Черноморская жемчужина в российской короне

О проекте газопровода «Южный поток»

Между Россией и Болгарией не осталось никаких разногласий по проекту газопровода «Южный поток», по которому газ будет доставляться из России по дну Черного моря в Болгарию, а затем идти в двух направлениях — по дну Средиземного моря в Италию и через Сербию и Венгрию в Австрию.


Об этом заявил российский премьер–министр после встречи со своим болгарским коллегой Сергеем Станишевым. Если это правда, Владимир Путин вполне может примерить корону газового императора. Ведь «Южный поток» означает энергетический (считай — экономический и политический) контроль над всей южной Европой... И все же я позволю себе еще сомневаться — еще недельки две, именно такой срок отведен для того, чтобы окончательно подписать соглашение по «Южному потоку» между компаниями «Булгаргаз» и «Газпром».


Сомнения мои вызваны отнюдь не женской недоверчивостью. Просто «Южный поток», вдобавок к уже сказанному, из разряда тех проектов, которые определяют геополитику на долгие годы. Битва за него и против него по своему значению сравнима со Сталинградской, с той лишь разницей, что ведется она тяжелой артиллерией дипломатии. Поле битвы — энергетический рынок Европы. «Основной противник» — поддерживаемый Соединенными Штатами альтернативный проект «Набукко», предполагающий транспортировку газа из Туркменистана в обход России. И просто так такие проекты не сдаются... Так что ждем ответного хода на московскую встречу Путина и Станишева.


Нитки трубопровода образуют сложный клубок европейской политики, в котором переплелось с десяток ключевых проблем Европы. Потянешь за одну нить — и вытащишь, скажем, такую острейшую проблему, как нормализация турецко–армянских отношений. Их потепление могло бы иметь огромное воздействие на будущие маршруты экспорта каспийских газа и нефти, поскольку транзит по территории Армении был бы гораздо короче и дешевле существующих на настоящий момент.


Потянешь за другую нить — и обнаружишь сложный геополитический узор Азербайджана. Судя по публикациям в прессе, в том числе и бакинской, «Газпром» стоит на пороге заключения новых сделок с Азербайджаном, благодаря которым азербайджанский газ может вновь оказаться в российских трубопроводах. В первую очередь речь идет именно о проекте газопровода «Южный поток».


А есть еще и внутриевропейские ниточки, за которые Москва не перестает дергать, проводя политику налаживания прямых контактов с самыми крупными западноевропейскими членами Евросоюза. Кто–то из российских политиков назвал этот курс призывом к «галльскому рассудку» и «тевтонскому гению». Сегодня к ним присоединился и призыв к «болгарской Софии», то есть здравому смыслу, ведь София в переводе с греческого означает мудрость...


Москва настойчиво уговаривала Софию проявить этот самый здравый смысл и пустить «Южный поток» в Болгарию. И вот это удалось, несмотря на то, что Болгария — член Евросоюза, а сам Евросоюз еще не определился, какому проекту отдать предпочтение. О чем это говорит? Как минимум о том, что внутри ЕС существуют «группы по экономическим интересам», с которыми Москве можно и нужно вести дипломатическую игру. Скажем, европейский проект «Восточное партнерство», участвовать в котором предложено и Беларуси, в какой–то своей части тоже является выражением определенных экономических интересов определенных групп.


Россия учла все требования Болгарии, чтобы ее труба имела возможность «выйти на сушу» из Черного моря в страны Европы. София получила свою выгоду, но и Москва заимела новые козыри. Не случайно в тот же день Владимир Путин заявил: «Смысла в Энергетической хартии для нас нет».


Для России подписать эту хартию, как того требовал Евросоюз, означало отказаться от монополии на трубы «Газпрома». А недавно принятая брюссельская декларация Украины и ЕС изолировала российского газового монополиста от украинского транзита. Иными словами, в последнее время Брюссель упорно стремился убрать «Газпром» с политической сцены Европы. И вот он в буквальном смысле вынырнул из Черного моря, прямо в подбрюшье Европы.


Как говорится, без всяких предварительных условий. Но с очень выгодными предложениями, от которых София не сочла возможным отказаться.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter