ЧЕРНОЕ ЗОЛОТО СТРАНЫ ЛЕСОВ

Уборочная страда в разгаре, а лесная — идет к завершению. Предприимчивые белорусы пополняют свои лукошки сочной спелой черникой Кстати, для многих, особенно жителей сельской местности, это значительное подспорье к бюджету — за килограмм ягоды государство заплатит от 4 до 5,5 тысячи рублей. Так что за день в этом сезоне шустрый ягодник может заработать от 30 до 70 тысяч. В разных областях Беларуси цена на ягоду варьируется в зависимости от конкуренции, ведь чернику закупает не только «Белкоопсоюз», но и многочисленные частные организации.

По словам начальника управления заготовок Белкоопсоюза Владимира Гапановича, в этом году «черничный сезон» продлится примерно до 27 июля. Как правило, в Витебской области он заканчивается позже, а раньше всего собирают ягоду на Брестчине и Гомельщине. Впрочем, в Белкоопсоюзе готовы работать, что называется, «до последнего клиента» -- было бы предложение. Уже сейчас заготовлено 3000 тонн черники. Для сравнения: в прошлом году собрали 2500 тонн. Мощностей для хранения ягод достаточно. А уйдет «черное золо-
то» в основном на экспорт — каждый год до 70 процентов заготовленных ягод черники Беларусь экспортирует в страны Евросоюза. Из оставшихся дома производят, как правило, соки.

В Лепельском районе закупку дикорастущих растений ведут 40 субъектов хозяйствования: районное потребительское общество, Березинский заповедник, лесхоз, индивидуальные предприниматели, организации и предприятия из Гродно, Минска и Бреста. Ягоды принимают во  всех сельских магазинах, городские пункты  работают до девяти вечера и без выходных. Машины подъезжают поближе к лесным опушкам — месту непосредственного сбора ягод.
Райпо нынче планирует заготовить 63 тонны черники, и уже более 20 тонн закуплено у населения. Для сравнения: за весь сезон прошлого лета было заготовлено всего 16 тонн.
Чистой и целебной лепельской ягодой интересуются и за рубежом. Это довольно выгодный экспортный товар. Но необходимо иметь возможности для глубокой заморозки и условия хранения ягод при температуре не выше минус 25 градусов. Оборудование коопзаготпрома позволяет выдерживать только минус 10. Заключены договоры с Литвой, думают над предложением в Польше. К отправке за рубеж уже готовы 10 тонн ягод.
Индивидуальные предприниматели в основном поставляют чернику в Москву и Санкт-Петербург, на рынки нашей столицы. Сколько зарабатывают на этом — коммерческая тайна.
В погоне за заработками не обходится без нарушений. Сотрудники Лепельской межрайонной инспекции охраны животного и растительного мира уже зафиксировали около 20 нарушений законодательства — в основном это сбор ягод в заповеднике и заказниках и использование механических приспособлений. Штрафы могут быть немаленькие — от одной до 20 базовых величин плюс базовая величина за каждый килограмм собранных с нарушениями ягод. Такая строгость оправданна: если не соблюдать правила сбора, ягодники могут повреждаться до состояния, когда их рост прекращается.

 Ягадныя лiчыльнiкi

Лясок адразу за жылым мiкрараёнам Зенiт у Вiлейцы  ўжо некалькi тыдняў поўнiцца галасамi. Невялiкi чарнiчны масiў прываблiвае перш за ўсё сваiм геаграфiчным становiшчам. Толькi перайшоў чыгунку — i збiрай прыгаршчамi чарнабокiя блiскучыя ягадкi. Кожная з iх  потым адкладваецца ў кашальку дадатковымi грашамі. Таму  ў прыгарадным ляску кожны чарнiчны кусцік пад наглядам — гэтыя блiзкiя ягадкi даступныя i пенсiянеркам, i школьнiкам. У кожнага з iх — свае надзеi на ягады.
Ала Сiдаровiч iдзе ў лес штодня — як на работу. Ужо каторы год спецыяльна да ягаднай кампанii прымяркоўвае водпуск. Часцей за ўсё, як i сёння, з дзецьмi — семнаццацiгадовым Юрам i падлеткамi Сашам i Волечкай. Устаюць да свету, каб не дакучалi камары i не так спякотна палiла сонца. Вось i сёння, калi блiжэй да паўдня мы толькi кiруем у лес, Ала з дзецьмi ўжо  iдзе дадому, несучы  пяцiлiтровае вядзерца чысценькiх, адна ў адну чарнiц.
Сiдаровiчы збiраюць ягады толькi рукамi,  самаробных камбайнаў не прызнаюць. Ды i сёлетнi сцiплы ўраджай чарнiц не дазваляе разагнацца “тэхнiцы”. Пакуль мама гатуе абед, дзецi перабiраюць ягады. Пасля абеду — яшчэ адна ходка ў лес.  А ўжо ўвечары старэйшы Юра на ўласным мапедзе, купленым, дарэчы, мiнулым летам за ягадныя грошы, адвозiць назбiранае  нарыхтоўшчыкам. Праблем са здачай не ўзнiкае — толькi ў Вiлейцы  прымаюць чарнiцы два нарыхтоўчыя магазiны раённай нарыхтоўчай канторы, бяруць ягаду i прыватныя нарыхтоўшчыкi. Цэны — ад чатырох да чатырох з паловай тысяч рублёў за кiлаграм.
— За дзень, калi не ленавацца, — кажа Ала, — тысяч пяцьдзесят усёй сям’ёй зарабiць можна.  Хаця сёлетнi год ягадным не назавеш — чарнiцы выраслi дробненькiя, нiякага параўнання з найлепшымi ягаднымi гадамi, калi заробкi перавальвалi за мiльён.
У прыгарадным ляску ягаднiкi сёння амаль пад кожным кустом, але нiхто не вяртаецца дадому “пустым”. Кожны мае свае спадзяваннi на чарнiчныя грошы. Семнаццацiгадовы Сяргей марыць пра новы мабiльны тэлефон “з наваротамi”. Яго штодзённы заробак — тысяч 10—12.  Прадавец Таццяна Жылiнская ягады збiрае не кожны дзень — толькi ў выхадныя. Здавён гэты “бiзнес” дапамагаў ёй падрыхтаваць да школы двух сыноў . Сёлета расходы ўзрастуць, Таццяна вельмi спадзяецца, што яе старэйшы сын Саша стане студэнтам, таму i грошай патрэбна больш.

 Черничники  и пограничники

“Тiльки для себе” — так оправдываются граждане Украины с ведрами в руках и рюкзаками за спиной, когда попадаются в лесу на белорусской территории нашим пограничникам, не имея документа об официальном пересечении границы. Но, к большому сожалению, они ведут сбор ягод на продажу в промышленных масштабах, с применением самодельных комбайнов для ускорения процесса, которые повреждают черничник. Несмотря на то, что ягода в этих местах  после чернобыльской аварии содержит радионуклиды. От квалификации их действий зависит размер штрафа, который придется заплатить.
Чаще всего такие случаи имеют место на участке государственной границы, который охраняет Пинский погранотряд: в этом районе расположены несколько крупных украинских сел с безработным населением. У соседей   не осталось ни колхозов, ни промышленных пред-приятий, и сбор дикорастущих ягод фактически является для местных жителей единственным источником дохода. Вот они и игнорируют таблички на лесных тропинках о госгранице с Беларусью, создавая проблемы пограничникам. Тем более, что в этом году цена на чернику в Украине очень высокая.
Как рассказал “НГ” заместитель начальника Пинского погранотряда Александр Макаревич, с каждым годом случаев нарушения границы становится меньше, однако все равно с начала этого ягодного сезона только их погранотрядом задержано 52 нарушителя государственной границы данной категории. На 19 из них наложены штрафы, общая сумма которых составили 8 миллионов рублей. У нарушителей конфискованы ведра, собранные ягоды, орудия сбора и велосипеды. В предыдущие годы были случаи конфискации даже мотоциклов и автомобилей, поэтому на них украинцы больше к нам за ягодой не ездят.
Как решить проблему с Мерлинским полигоном, привлекающим соседей черникой, клюквой и грибами, на днях снова обсуждали на очередной встрече белорусские и украинские пограничники. В Пинском и Столинском районах существуют два упрощенных пункта пропуска, однако официально дары леса через них почти не вывозят — из-за ограничения веса (не более 3 килограммов).
По всей видимости, украинская сторона тоже будет применять штрафные санкции к тем из своих граждан, которых уличат в незаконном бизнесе.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter