Черное и белое

Съезд ученых лично мне запомнился тезисом: «Без села не может быть Беларуси, России и Украины. Это традиционно наш животворящий источник, который позволяет сохранить нацию». Как по мне, даже не тезисом – аксиомой. 

Из аксиом в науке следуют последовательно-логические выводы. Село предполагает сельскую культуру. Не плохую, не ущербную, не недоразвитую – а именно отличную от, скажем, городской. Феномен села и его культуры приводит к существованию некоего образа жизни, нравственных устоев и мировоззрения вообще. Опять же – понятного «городу», но все же отличного. 

Город развивается быстрее, новое «всасывает» резче, все время чего-то ищет и куда-то стремится. Город открыт миру, город хочет нравиться миру, а мир давит на него, заставляя соответствовать. Чему? Например, неким «путям развития цивилизации» – а как понять, что это не тупики, в которые раз за разом забирается ведомое интеллектуальными шалунами человечество? 

Мир стал «информационным» – и те, кто посильней, уже не просто поддавливают и влияют, они зачастую «бомбят» новостями, «взрывают» комментариями и «оккупируют» понятиями, правилами и подходами. На том же съезде ученых было и еще сказано: «Сегодня идет глобальная мировая война - новыми методами, и прежде всего в СМИ». И это каждый, пусть и в разной степени, может ощутить буквально на себе при малейшем желании честного анализа. Ощущают и общества в целом – отсюда и многие странные молодежные движения, и расколы в рядах патриотически, но по разному настроенных взрослых, и шарахания разумных с виду людей в национализм, в экстремизм, в революцию. 

Но до села, как до морально-ценностной глубины, эти волны с поверхности слабо доходят. Это же не в селе придумали постмодернизм в искусстве, феминизм в общественно-социальной жизни и ЛГБТ-движение со всеми его ответвлениями в биологической? Это же не село ратует за «соблюдение прав человека», «однополые браки» и «ведущую роль» самого большого кошелька в мире, правда ведь? 

Город предполагает повышенные гибкость и подвижность, в том числе в области морали и ценностей, - но как определить, когда подвижность сустава переходит в вывих, а тот становится патологически «привычным»? Тем более находясь под непрерывным информационным давлением со всех уровней, начиная от групп в соцсетях, продолжая «современными трендами» в обществе и заканчивая чужими новостями, которые приходят вместе с не твоими, не присущими тебе изначально ценностями, традициями и масштабами лицемерия.   

Потому, наверное, и хочется иногда самым разным городским интеллектуалам уехать в глушь, «сходить в народ», нырнуть на ту сельскую глубину, чтобы там оглянуться и разобраться. В себе и в мире. В людях и в ценностях. В том, что правильно, что неправильно, в добре и зле. 

Город как скопление людей, вынужденных быть и жить рядом, лжеязычен и лицемерен. Кто из городских говорит в глаза правду? – да никто. Умение «отказать, не обидев», «не согласиться, не оттолкнув» «высказаться без конфронтации» и «сказать много, не сказав ничего» быстро оттачивается до той степени, когда думается одно, говорится другое, делается третье – и все с вежливой обаятельной улыбкой на лице. Принципы, даже если они были, сначала расшатываются, а потом и вовсе пропадают. А зачем они, если одной и той же наработанной вербальной формой можно и белое защитить, и черное, и полный отказ от признания существования разных цветов?

«Создать систему всесторонней гуманитарной экспертизы важнейших законодательных инициатив и проектов не только с точки зрения права, но и с позиций социологии, психологии, культуры и традиций общества» - это, безусловно, правильно. Вот где бы еще найти тот камертон, по которому можно сверять и свои личные душевные струны, – гармонично ли натянуты, не чужие ли песни на них уже звучат…

Нечто похожее вспоминается из городских дворов моего детства. Вот это – свои. Своих не сдают, не бросают, не предают. А там – чужие (понятно, что тоже свои, но – «не наши»). И при всей условности разделения, осознаваемой даже на том, детском, уровне, оставалось понимание: ты можешь не сильно их любить, невысоко ценить, даже драться с ними, но вот это – свои. А хочешь быть чужим – иди. Только так и скажи честно: я – чужой. Прежде всего – самому себе. И живи потом с этим.  

Ни один сельчанин не ответит вам прямо на вопрос: «Вот это - хорошо или плохо?» Скорее всего, начнут привычно мямлить «как сказать», «надо посмотреть» или «кто ж тебе, барин, скажет». Даже четкого и ясного осуждения чего-то или кого-то неблаговидного от них не всегда дождешься. Но при этом сами живущие землей и на земле будут точно знать, чувствовать, ощущать, как делать правильно, а как - нет. И будут продолжать делать правильно, привычно кивая на требования модных нововведений. 

Вот бы и нам, городским, так научиться. 

Андрей МУКОВОЗЧИК.

mukovoz@sb.by


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Виктор
Последнее время не шибко стараюсь комментировать, по причине бесполезности сего и тенденциозности модераторов, но про село выскажусь. Довелось побывать на частной фирме, занимающейся сельхозпроизводством в Днепропетровской(ныне Днепровской) области. Поразила толковость и продуманность всего. Я, уж, не знаю, каким образом это удалось владельцам сделать, но... Видел всё своими глазами. Автоматизация, механизация, наукоёмкость. Специалистов возили на "Мерседесах"-микро и автобусах. Из Днепра, Днепродзержинска за 60 с чем то км.Ежедневно. Зарплаты: минимальная-эквивалентна 700 долл. Рабочий день нормирован. Дежурные смены только остаются, которых утром увозят домой. И ничего, процветали. Это одно. Второе. Давеча смотрел по ТВ, случайно, "щелкая" пультом, "напоролся" на передачу про английских фермеров. Долго описывать, что да как, но поразило! Семья из четырёх человек, 90 га, животноводство. Всё делают компьютеры. Рационы для телят рассчитывают индивидуально, коров доят, корма раздают и т.п. И, что самое интересное, я не поленился, запомнил цифру и посчитал соотношение цены их мяса, высочайшего качества и того, что у нас продаётся... В два раза у них дешевле! Почему? А всё очень просто. Четыре человека, сам ми себе зоотехники, бухгалтера, юристы иже. В случае, если не справляются-сезонные рабочие помогут. Прибыль, если таковая имеется, направляют на развитие. Живут весьма неплохо: дом-усадьба, автомобили не джипы, но такие, чтоб решать повседневные проблемы. У нас в колхозе: пред, замов человек пять, зоотехники, бухгалтерия, экономисты, снабжение и далее вниз (контора). И на выходе... А ещё управления с/х в каждом районе... А ещё, учитывая, что каждому из замов по авто, преду- "джип" крутой, да поновее, то... Не стоит удивляться ценам, короче. В добавок ко всему, растущим постоянно. У меня мама работала зав фермой. Грязь,навоз, резиновые всесезонные сапоги(иначе никак), и работа без выходных. В результате, ноги отказали. 13 лет обездвиженная пролежала и умерла. Надоели эти псевдозаботливые лозунги о поддержке сельского хозяйства! Агрогородки, деревни будущего.... Что меняется? Цены уменьшаются? Жизнь на селе лучше стала? Если лучше, то кому? Председателям? Да, есть нормальные хозяйства. Но их мало. Нет альтернативы частному владению. Для этого не нужны академии наук. Хозяин должен быть. Который джип не будет покупать, если у него долги, на мотоцикле проедет(утрировано), если нужно. И нечего здесь ходить вокруг да около. Друго вопрос, что прибили у крестьян чувство любви к земле, немного найдётся желающих. Но это уже отдельная тема.  
АЮВ
А что я сказал. Спора и обмена мнениями не будет. Не сказать - это не значит соврать. Мы не врем - мы просто про это не говорим. И это правильно. Иначе будете биты. Что там НАРОД говорит про сбор за допуск к дорожному движению? Слышь? Ни гу-гу. Тишина. Страусиная политика. Нет проблемы. Правда?  
Особое мнение, Минск
Главная проблема между традиционным и вымерающим селом и городом это непонимание людей и ответственных чиновников, что мир развивается и то что было 30-50 лет нельзя вернуть назад, да и не надо.  Не надо жить прошлым, а думать о настоящем и будущим. Мне скажут, что некому работать на селе, А почему и что можно и нужно сделать чтобы этой проблемы не было, вот о чем надо думать. Нельзя силой загнать людей и даже предоставление жилья там не решит проблему. Главным вопросом рабочей силы на селе - это общественный транспорт, удобства и сервис. Стоит рассмотреть колхоз как современное предприятие и половина проблемы будет решена. Ведь когда строится предприятие предусматривается вопрос доставки рабочих на предприятие, смена одежды, душ, столовая и медпункт. Решите вопрос современного сельскохозяйственного предприятия и соответствующий сервис и не будет проблемы. Стоит обеспечить скоростным служебным транспортом и дорожным сервисом для поддержания дорог в необходимом состоянием и не будет проблемы с рабочей силой (пример санатории). Что касается жилья на селе, то жилье должно быть государственным (пока работаешь) для необходимых специалистов (ветеринар, инженер электрик, иженер сантехник и т.д.,) которые могут 24 часа обеспечить руководство и профессиональную работу в случае экстренной необходимости. Для дежурных специалистов постройте общежитие (можно и жилье) и освободить всех от коммунальных платежей. Эта практика распространена во многих западных странах для работы отдельных служб в отдаленных районах. Поверьте, от желающих работать в таких колхозах не будет отбоя..  
Георгий
Хорошо написано. Можно сказать, изящно. Особенно про сельчан. Я подобное слышал от своей бабушки, которая помнила о том, как жили еще в Российской империи. Она до конца своих дней оставалась верующей. В ее знаменитом селе Красное (Сапожковский район) тогда строго соблюдались традиции православия. Бабушка помнила время, когда была действующей Троицкая церковь, построенная в 1761 году. В советское время церковь использовалась как зернохранилище, заново освящена в 1995 году . Большинство из сельчан жили согласно Заветам Господним.  Даже сейчас трудно найти здравомыслящего человека, который возражает против этих Заветов. Традиционный уклад жизни сельчан  передавался из поколения в поколение. Сельчан  было около 2000 (сейчас в восемь раз меньше). В семидесятых годах я с бригадой два раз работал в сельской местности, не в селе Красное. Но сельчане были уже другими. По ним прошелся основательно "зеленый змий".  А  те, кому удалось устоять перед ним, были такими, как описано в статье. Верными православным традициям до конца своих дней были и дети бабушки, ставшими не по своей воле горожанами. Хотя жизнь перекроила их в вынужденных атеистов.
Виктор
Последнее время не шибко стараюсь комментировать, по причине бесполезности сего и тенденциозности модераторов, но про село выскажусь. Довелось побывать на частной фирме, занимающейся сельхозпроизводством в Днепропетровской(ныне Днепровской) области. Поразила толковость и продуманность всего. Я, уж, не знаю, каким образом это удалось владельцам сделать, но... Видел всё своими глазами. Автоматизация, механизация, наукоёмкость. Специалистов возили на "Мерседесах"-микро и автобусах. Из Днепра, Днепродзержинска за 60 с чем то км.Ежедневно. Зарплаты: минимальная-эквивалентна 700 долл. Рабочий день нормирован. Дежурные смены только остаются, которых утром увозят домой. И ничего, процветали. Это одно. Второе. Давеча смотрел по ТВ, случайно, "щелкая" пультом, "напоролся" на передачу про английских фермеров. Долго описывать, что да как, но поразило! Семья из четырёх человек, 90 га, животноводство. Всё делают компьютеры. Рационы для телят рассчитывают индивидуально, коров доят, корма раздают и т.п. И, что самое интересное, я не поленился, запомнил цифру и посчитал соотношение цены их мяса, высочайшего качества и того, что у нас продаётся... В два раза у них дешевле! Почему? А всё очень просто. Четыре человека, сам ми себе зоотехники, бухгалтера, юристы иже. В случае, если не справляются-сезонные рабочие помогут. Прибыль, если таковая имеется, направляют на развитие. Живут весьма неплохо: дом-усадьба, автомобили не джипы, но такие, чтоб решать повседневные проблемы. У нас в колхозе: пред, замов человек пять, зоотехники, бухгалтерия, экономисты, снабжение и далее вниз (контора). И на выходе... А ещё управления с/х в каждом районе... А ещё, учитывая, что каждому из замов по авто, преду- "джип" крутой, да поновее, то... Не стоит удивляться ценам, короче. В добавок ко всему, растущим постоянно. У меня мама работала зав фермой. Грязь,навоз, резиновые всесезонные сапоги(иначе никак), и работа без выходных. В результате, ноги отказали. 13 лет обездвиженная пролежала и умерла. Надоели эти псевдозаботливые лозунги о поддержке сельского хозяйства! Агрогородки, деревни будущего.... Что меняется? Цены уменьшаются? Жизнь на селе лучше стала? Если лучше, то кому? Председателям? Да, есть нормальные хозяйства. Но их мало. Нет альтернативы частному владению. Для этого не нужны академии наук. Хозяин должен быть. Который джип не будет покупать, если у него долги, на мотоцикле проедет(утрировано), если нужно. И нечего здесь ходить вокруг да около. Друго вопрос, что прибили у крестьян чувство любви к земле, немного найдётся желающих. Но это уже отдельная тема.  
Александр,54,Бобруйск
Други мои,вся беда и в том,что вами описано,но и кое в чём другом---обо всём думает только один человек в стране и это не есть хорошо......... Я много и конкретно писал про село и про то,что у нас очень много развелось идеологов там,где их быть не должно,а вот агрономов,зоотехников и ветврачей не хватает,их должно быть в достатке и не должен идеолог ими командовать, как и всей экономикой страны вообще. И пока так будет продолжаться,трясти экономику будет и дальше,в том числе и на селе. Вопрос об излишней численности управленческого звена известен давно и тоже мной описан,тем более в системе минсельхозпрода и сельхозпроизводителей---у семи нянек дитя без глазу...
АЮВ
Александр,54,Бобруйск. К Вам обращаюсь я - АЮВ. Не в идеологах и командирах проблема. Пусть будут. Жизнь изменилась. Посмотрите в Интернете технологию посадки и уборки картофеля в Голландии. Там нет людей на поле. Совсем!!! нет. Только те, кто в кабинах техники. А картошка есть. Дешевая, кстати. Земля - это не грязь. Земля тут же возвращается в почву. Никаких студентов и школьников. Никакой помощи селу. Вы, Уважаемый, удивитесь. "Но мы делаем ракеты "Полонез" и это составляет нашу гордость. А тем ли гордимся?  
Александр,54,Бобруйск
АЮВ, дело право,уж и не знаю,как вам объяснить,но то,что в той же Голландии за комбайнёром пильно не сочыть идэолаг и не коман-ДУЕТ,как,куда,сколько и чего садить,а только агроном---это чистая правда. Там нет идеологов в реальном секторе экономики,нет,как не найдёте вы чёрную кошку в квадрате Малевича и командиров нам не надо,есть руководители,директора и много других управленцев,которые,кстати,пока между собой решат,кто из них главный,садить уже будет поздно,так,что потом начинают сажать,крайних....
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?