Не дают покоя слова, сказанные на II Съезде ученых

Черное и белое

Съезд ученых мне запомнился тезисом: «Без села не может быть Беларуси, России и Украины. Это традиционно наш животворящий источник, который позволяет сохранить нацию». Даже не тезисом — аксиомой.

Из аксиом в науке следуют логически вытекающие выводы. Село предполагает сельскую культуру. Не плохую, не ущербную, не недоразвитую — а именно отличную от, скажем, городской. Бытие села и его культуры приводит к существованию некоего образа жизни, нравственных устоев и мировоззрения вообще. Опять же — понятного городу, но все же отличного.

Город развивается быстрее, новое всасывает резче, все время чего–то ищет и куда–то стремится. Город открыт миру, город хочет нравиться миру, а мир давит на него, заставляя соответствовать. Чему? Неким «путям развития цивилизации» — а как понять, что это не тупики, в которые раз за разом забирается ведомое интеллектуальными шалунами человечество?

Мир стал информационным — и те, кто посильнее, уже не просто поддавливают и влияют, они бомбят новостями, взрывают комментариями и оккупируют подходами, правилами и понятиями. На том же съезде было сказано: «Сегодня идет глобальная мировая война — новыми методами, и прежде всего в СМИ». Это каждый, пусть и в разной степени, может ощутить буквально на себе при малейшем желании честного анализа. Люди и ощущают — отсюда и многие странные молодежные движения, и расколы в общем–то патриотически настроенных взрослых, и шараханья разумных с виду людей в национализм, в экстремизм.

Но до села как до морально–ценностной глубины эти волны с поверхности слабо доходят. Это же не в селе придумали постмодернизм в искусстве, феминизм в общественно–социальной жизни и т.д. Правда ведь?

Город предполагает повышенную гибкость и подвижность, в том числе моральную и ценностную, но как определить, когда подвижность сустава переходит в вывих, а тот становится патологически «привычным»? Тем более находясь под непрерывным информационным давлением со всех уровней, начиная от групп в соцсетях, продолжая «современными трендами» в обществе и заканчивая чужими новостями вместе с не твоими, не присущими тебе изначально ценностями, традициями и масштабами лицемерия.

Потому, наверное, и хочется иногда самым разным городским интеллектуалам уехать в глушь, «сходить в народ», нырнуть на ту сельскую глубину, чтобы там оглянуться и разобраться. В себе и в мире. В людях и в ценностях. В том, что правильно, что неправильно, в добре и зле.

Нечто похожее было и в городских дворах моего детства. Вот это — свои. Своих не сдают, не бросают, не предают. А там — чужие (понятно, что тоже свои, но — «не наши»). И при всей условности разделения, осознаваемой даже на том, детском, уровне, оставалось понимание: ты можешь не сильно их любить, невысоко ценить, даже драться с ними, но вот это — свои. А хочешь быть чужим — иди. Только так и скажи честно: я — чужой. Прежде всего — самому себе. И живи потом с этим.

Город как скопление людей, вынужденных быть рядом, зачастую лжеязычен и лицемерен. Умение «отказать, не обидев», «не согласиться, не оттолкнув», «высказаться без конфронтации» и «сказать много, не сказав ничего» быстро оттачивается до той степени, когда думается одно, говорится другое, делается третье — и все с вежливой и даже обаятельной улыбкой на лице. Принципы, даже если они были, сначала расшатываются, а потом и вовсе пропадают. А зачем они, если одной и той же наработанной вербальной формой можно и белое защитить, и черное, и полный отказ от наличия цветов?

«Создать систему всесторонней гуманитарной экспертизы важнейших законодательных инициатив и проектов не только с точки зрения права, но и с позиций социологии, психологии, культуры и традиций общества» — это, безусловно, правильно. Вот где бы еще найти тот камертон, по которому можно сверять свои личные душевные струны — гармонично ли натянуты, не чужие ли песни на них уже звучат...

Мне кажется, что сельчанин не ответит вам прямо на вопрос «это — хорошо или плохо?». Скорее всего, скажет что–то вроде «как сказать», «надо посмотреть». Даже четкого и ясного осуждения чего–то неблаговидного от них не всегда дождешься. При этом сами живущие землей и на земле будут точно знать, чувствовать, ощущать, как делать правильно, а как — нет. И будут продолжать делать правильно, привычно кивая на требования модных нововведений.

Вот бы и нам, городским, так научиться.

mukovoz@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter