Чернобыль: 20 лет спустя

Так назывались парламентские слушания, которые прошли вчера в Палате представителей

Беларусь научилась жить в постчернобыльское время. Научилась решать проблемы загрязненных территорий. Научилась оказывать необходимую помощь пострадавшим от радиации людям. Научилась справляться с бедой и строить планы на будущее. Это наука для всего мира и для многих поколений, которым предстоит жить на белорусской земле.
За 20 лет Беларусь научилась реально воспринимать трагедию и справляться с ней.
Именно итоги и проблемы пройденного пути стали вчера предметом парламентских слушаний в Овальном зале.
Скупые цифры позволяют наиболее объемно очертить произошедшее.
Премьер-министр Сергей Сидорский сообщил, что ущерб экономике страны составил 32 бюджета Беларуси 1985 года. Зоной радиоактивного загрязнения стало 23% нашей территории (в Украине — 7%, в европейской части России — 1,5%).
Каждые пять лет Беларусь принимает план действий, где определяются источники финансирования и первоочередные задачи на каждый этап.
Как отметил Председатель Палаты представителей Владимир Коноплев, за прошедшие годы в стране создана нормативно-правовая база. “Депутаты все это время держали чернобыльские вопросы в центре внимания”. Приняты законы о радиационной безопасности и правовом статусе загрязненных территорий. Проводятся выездные заседания и парламентские слушания. Весь этот комплекс работ и позволяет народным избранникам, убежден Владимир Коноплев, давать объективную оценку нынешней ситуации, устанавливать приоритетные направления ликвидации последствий аварии. “Сегодня на загрязненной радионуклидами территории проживает более 1,3 миллиона наших соотечественников. Они должны быть уверены в завтрашнем дне. В этом и заключается смысл государственной стратегии”, — подчеркнул Председатель Палаты представителей. По его мнению, если нормально будет работать экономика, то ситуация в чернобыльских регионах скоро изменится в лучшую сторону”.
В ближайшие пять лет на реализацию мер по ликвидации чернобыльских последствий будет направлено более 3,3 триллиона рублей. В частности, на выпуск конкурентоспособной продукции на пострадавших территориях, переспециализацию хозяйств планируется выделить 600 миллиардов рублей. В то же время 63 процента предусмотренных на пятилетие средств будет направлено на предоставление льгот и компенсаций, 20 процентов — на закупку минеральных удобрений для известкования кислых почв загрязненных районов, 13 процентов — на газификацию, благоустройство этих регионов, расширение предоставляемых жителям жилищно-бытовых и социально-культурных услуг. “За 20 лет многое сделано и осмыслено, мы по-иному взглянули на те проблемы, которые когда-то считались надуманными. Чернобыль — это надолго, и путь к познанию и ликвидации последствий аварии будет еще долгим”, — считает премьер-министр.
По словам министра здравоохранения Виктора Руденко, статистика заболеваемости сердечно-сосудистой системы и щитовидной железы у жителей на загрязненных территориях гораздо хуже, чем в целом по республике. В то же время, отметил он, в последние годы удалось снизить смертность от онкологических заболеваний. Диспансеризацией охвачено более полутора миллионов граждан. Они своевременно направляются на оздоровление и лечение. Государством уделяется много внимания переоснащению больниц и укомплектованию их медицинскими кадрами.
Как сообщила на парламентских слушаниях министр труда и социальной защиты Антонина Морова, в пострадавших регионах “по-прежнему есть вакансии в учреждениях здравоохранения, образования. Сельхозпредприятия испытывают недостаток в механизаторах, операторах машинного доения”. Уровень безработицы в Гомельской и Могилевской областях выше, чем в среднем по стране. “В нынешнем году планируется создать в Гомельской области около 14 тысяч новых рабочих мест, Могилевской — 11 тысяч”, — заключила Антонина Морова.
Жизнь после Чернобыля сегодня представляет собой тугой клубок проблем. Каждому понятно: обеспечь поликлиники хоть самым современным оборудованием, это не принесет пользы, если не будет врачей, способных работать на этом оборудовании. И сегодня на самом высоком уровне принимаются меры по преодолению “кадрового голода”. Но лучше бы, конечно, чтобы люди болели реже. А это уже экология, от которой тянутся нити к тому, что у человека на столе, чем он питается. И государство выделяет средства (и немалые!) на бесплатное питание для детей. Однако все это сможет принести эффект, если родители этих детей будут иметь прочный заработок и надежду на завтрашний день...
Государство многое делает, чтобы вернуть пострадавшие районы к нормальной жизни. И эта работа не одного дня и не одной отдельно взятой страны. Поэтому вчера в парламенте шла речь и о международной помощи. Да, в Беларусь ежегодно идет гуманитарная помощь на миллионы долларов. Да, в разработке резолюции по Чернобылю на прошлогоднем пленарном заседании ООН участвовало 69 государств. Немалые средства выделяются из бюджета Союзного государства Беларуси и России. Осуществляется реализация межправительственного белорусско-китайского соглашения о предоставлении безвозмездной помощи чернобыльским регионам на 6 миллионов долларов. Но, как отметил Владимир Коноплев, средства зарубежных доноров позволяют решить лишь незначительное количество проблем, основной же груз ложится на плечи Беларуси. “Призывая международное сообщество к взаимодействию, мы не просто ждем помощи, но и готовы к сотрудничеству на взаимовыгодных условиях”, — заключил Председатель Палаты представителей.
Чернобыль — это не локальная трагедия. И ее преодоление — задача не только Беларуси, но и многих других стран. 20 лет назад в СССР никто не думал, что такая катастрофа может произойти.
Сегодня в мире все больше и больше атомных станций...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter