Черно–белый мяч на расовой почве

В европейском футболе очередной скандал на расовой почве...

В европейском футболе очередной скандал на расовой почве. Уроженец Сенегала и француз по паспорту Патрис Эвра, представляющий английский клуб «Манчестер Юнайтед», утверждает, что его оскорбил метис из Уругвая, выступающий за «Ливерпуль», Луис Суарес. Кроме самого Эвра, правда, оскорблений никто не слышал. Тем не менее Суаресу дали 8 матчей дисквалификации и штраф 40 тысяч фунтов стерлингов. Поверили на слово.


Дело было так. 15 октября на 57–й минуте матча Суарес нарушил правила против Эвра, в результате чего между игроками завязалась словесная перепалка. После того как в ссору вмешался судья, уругвайский форвард извинился перед своим оппонентом и в знак примирения попытался похлопать его по голове (удивительно, что этот жест не был интерпретирован как попытка удара). «Не трогай меня, южноамериканец (Don’t touch me, you South American)», — сказал Эвра, обращаясь к Суаресу. Уругваец ответил по–испански: «Почему, негр? (Porque, negro?)». Две минуты спустя оскорбленный Эвра сфолил против голландского нападающего «Ливерпуля» Дирка Кюйта (белого, между прочим, чем не расовая подоплека?), за что получил вполне заслуженную желтую карточку. «Вы штрафуете меня только потому, что я черный», — крикнул арбитру возмущенный француз. А после игры в расстроенных чувствах накатал заявление на Суареса.


Почти как в известном кино: «Зря ты его нигером назвал!» — «А как надо? Меня так в школе учили: в Израиле живут евреи, в Германии — немцы, а в Африке — негры...» Руководство «Ливерпуля» уже выступило с официальным заявлением относительно решения о дисквалификации своего игрока, в котором выразило удивление и разочарование вынесенным вердиктом.


«Нам кажется невероятным, что Луис был наказан по итогам показаний Эвра, хотя на поле никто больше, кроме самого Эвра, не слышал этого разговора, — включая других футболистов «Манчестер Юнайтед» и тех, кто обслуживал игру. «Ливерпуль» считает расизм неприемлемым — в какой бы форме он ни проявлялся. Мы исследовали обстоятельства дела и твердо убеждены в том, что Суарес не совершил никаких расистских действий. Стоит отметить ключевой момент: когда Патрис Эвра давал показания, то заявил, что не считает Суареса расистом. С этим согласилась и футбольная ассоциация Англии. Сам Суарес происходит из смешанной семьи, его дед был темнокожим. Футболист играл с темнокожими в сборной Уругвая и общался с их семьями, был капитаном в «Аяксе», где собраны представители совершенно разных культур. Со многими футболистами из амстердамского клуба он подружился. Кажется невероятным, что против игрока смешанных кровей выдвигаются обвинения такого рода и его признают виновным на основании представленных доказательств».


Удивительно далеко зашли радетели за политкорректность! И в футболе в том числе. Этак скоро любое нарушение правил против чернокожего футболиста станет трактоваться как попытка расового оскорбления, а многозначительное молчание, как в том анекдоте, станет поводом для подачи иска в суд: «Молчит, разную ерунду про меня думает...»


Расовая нетерпимость и ее проявление — бич любого общества, и с ней, бесспорно, нужно бороться. В том числе и в белорусском футболе. Прецедент был. Весной нынешнего года в кубковом поединке «Минска» и «Белшины» фанаты бобруйчан каждое прикосновение к мячу темнокожего легионера минского клуба Таина Адама Соро сопровождали мычанием и однотонным гулом: «У–у–у–у–у–у–у...» Соро это воспринял как оскорбление. Было разбирательство. Немало шума было и в России. Бросили в Роберто Карлоса банан — неполиткорректное хулиганство. Инцидент неприятный. И хорошо, что это не подвигло бразильца бросить все, собрать чемоданы и уехать прочь из неспокойной Махачкалы и клуба «Анжи». Больше того, он нацелился на пост спортивного директора клуба и сватает в свою новую команду двух самых талантливых молодых бразильских футболистов, уговаривая их принять денежное предложение российской команды.


Да, искать расистских блох в каждом неосторожном слове разгоряченных игрой атлетов — это попахивает популизмом. Но и оставлять без внимания проблему нельзя. И ладно еще, если нехорошими словами обзовут друг дружку игроки, гораздо хуже, когда участниками перепалки становятся болельщики. Сперва они бросаются бананами, затем пишут оскорбления на растяжках. А потом и вовсе устраивают устрашающие акции протеста. Из последних событий такого рода вспоминается прежде всего противостояние на Манежной площади в Москве. От таких проявлений ксенофобии и расизма становится по-настоящему не по себе. Так что, чем бы там ни завершилась история с Суаресом, не надо забывать, что расизм — это такой цветок, который имеет обыкновение расцветать махровым цветом. Сначала слово за слово, а потом расисты хватаются за тяжелые предметы...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter