Черная полоса

Тела погибших в Сомали белорусских летчиков будут доставлены на Родину
Тела погибших в Сомали белорусских летчиков будут доставлены на Родину

Говорят, что снаряд в одну воронку два раза не падает. К сожалению, в сомалийском языке такой пословицы нет. В пятницу в аэропорту Могадишо был подбит уже второй за последние две недели белорусский самолет. Увы, на этот раз все закончилось трагедией. Все 11 человек, находившиеся на его борту, погибли. Президент выразил соболезнования родным и близким белорусских летчиков, погибших в Сомали.

БЕЛТА передает список жертв: командир экипажа Игорь Вашкевич, второй пилот Александр Гоманьков, бортинженер Иван Габ, бортрадист Олег Канунников, бортоператор Игорь Гресь, старший бортоператор Александр Зернин, штурман Геннадий Трашков, инженер по эксплуатации воздушного судна Михаил Баглов, авиатехники по планеру и двигателям Олег Бондаронок, Дмитрий Носников и Артем Сычугов.

23 марта Ил–76 авиакомпании «Трансавиаэкспорт» должен был совершить перелет по маршруту Могадишо — Джибути — Минск. Он перевозил уцелевшее оборудование с другого белорусского грузового самолета, подбитого там же. ЧП произошло вскоре после того, как машина поднялась в воздух. Один из очевидцев рассказал агентству Рейтер, что у самолета «взорвалось крыло». «Причиной падения самолета явилось огнестрельное поражение с земли», — сообщили мне в МИДе. Ил упал в десятке километров от аэропорта.

Кто стрелял? Подробности с большим трудом доходят из этого африканского государства. Оно уже много лет охвачено гражданской войной, вследствие чего просто наводнено оружием.

Выражаясь языком Сэмьюэля Хантингтона, Сомали находится на переднем фронте войны цивилизаций. До самого последнего времени центрального правительства здесь фактически не существовало, а большую часть страны контролировал так называемый Союз исламских судов — организация, шариат для которой является не только правовой системой, но и политической платформой.

Столица Могадишо — это оплот союза, который тот вынужден был покинуть после того, как в сомалийский конфликт вмешался сосед — Эфиопия. Под Новый год силы переходного правительства Сомали при поддержке эфиопских частей вернули под свой контроль все территории, ранее контролировавшиеся исламистами.

Однако долгожданный мир в стране не наступил: не до конца разгромленный Союз исламских судов взял на вооружение методы партизанской войны. Теперь Могадишо, в том числе президентский дворец, периодически подвергается артиллерийскому обстрелу.

Наши самолеты оказались в Сомали в неудачный момент: в последние дни конфликт в очередной раз обострился. В столице, являющейся, пожалуй, самой «горячей точкой», помимо белорусов, погибли еще несколько десятков человек.

Союз исламских судов в глазах мирового сообщества ассоциируется с «Аль–Каидой». Не так давно американские военные самолеты совершили рейд на юг Сомали. Пентагон заявил, что мишенью авиаударов были лидеры этой террористической сети. Вашингтон давно утверждает, что террористы, причастные к взрывам в 1998 году посольств США в Кении и Танзании, укрылись на Африканском роге.

В декабре прошлого года Совет Безопасности ООН санкционировал отправку африканских миротворческих сил для защиты переходного правительства Сомали от боевиков–исламистов. В начале марта 1.200 миротворцев из Уганды прибыли в Могадишо, чтобы сменить своих эфиопских коллег. Первый подбитый белорусский самолет как раз и перевозил оборудование для угандийских миротворцев. Белорусский МИД подчеркивает, что белорусский экипаж выполнял миссию «в рамках резолюции Совета Безопасности ООН 1744 (2007), принятой 21 февраля 2007 года».

Сейчас головная боль белорусских дипломатов — это обеспечение безопасности и вывоз из столицы Сомали оставшихся там десяти граждан нашей страны, а также тел их погибших товарищей. Уже создана комиссия по расследованию происшествия, которую возглавил первый заместитель министра транспорта Николай Верховец.

«Главной задачей на данном этапе остается обеспечение миротворческим контингентом Африканского союза безопасного коридора для вылета транспортного средства из аэропорта Могадишо», — говорится в сообщении МИДа. Минск обратился за помощью к правительствам Сомали, Уганды и Эфиопии, а также в представительство Африканского союза.

В МИДе мне также рассказали, что ведутся переговоры о доставке белорусских граждан и тел погибших на Родину через территорию ОАЭ. «Там находится ближайшее белорусское дипломатическое представительство», — пояснил мне пресс–секретарь МИДа Андрей Попов. Я вчера связался с Абу–Даби. Консул Петр Шульга не назвал точную дату, сославшись на то, что технические моменты еще прорабатываются. «СБ» продолжает следить за развитием событий.



Между взлетом и посадкой

После распада Советского Союза белорусские летчики начали активно искать для себя новые рынки авиаперевозок. Африка в этом смысле была и остается весьма перспективным направлением. Во–первых, там не хватает высококлассных специалистов, а во–вторых, сами климатические условия таковы, что самый удобный способ передвижения — воздушный... Спрос, естественно, рождает предложение.

— Практически каждый наш пилот со стажем прошел через африканскую школу, — рассказал мне командир авиационного отряда компании «Гомельавиа» Алексей Пискулин, который согласился поделиться со мной по телефону своими впечатлениями от работы в жарких краях. — Ангола, Конго, Нигерия, Судан — это только часть списка стран Черного континента, где поработали белорусские летчики. Наша компания, например, специализировалась на пассажирских перевозках в Западной Африке.

Летный хлеб на чужбине давался нелегко. Алексей Зиновьевич вспоминает, насколько невыносимая стояла жара там, куда ему приходилось летать во время африканских командировок. Тяжелым испытанием для экипажа также стали экзотические болезни. В частности, мой собеседник, равно как и практически каждый летчик, летавший там, переболел малярией. Но гораздо страшнее разгул терроризма, спонтанные боевые действия, столкновения враждующих группировок, нередкие в этом уголке земного шара. Невольными жертвами при этом, как показывает жизнь, становятся и наши соотечественники. Конечно, трагические случаи, а их уже случилось немало, заставляют задуматься о перспективах авиаперевозок в Африке.

— С одной стороны, необходимо избегать «горячих точек», которые то и дело возникают на этом континенте, — считает Алексей Пискулин. — Но, с другой, — несмотря на дурную славу, которой у перевозчиков пользуются африканские маршруты, возможность неплохо заработать порой перевешивает риски. Жаркое небо сегодня бороздят не только суда крупнейших мировых компаний, сюда активно стремятся и наши коллеги из многих стран СНГ.



Хроника происшествий в Африке с участием белорусских летчиков

1997 г. Два белорусских вертолетчика, работавших в Сьерра–Леоне, вскоре после очередного путча были взяты в плен и освобождены через год при дипломатическом посредничестве Гвинеи.

1998 г. Из–за отказа одного двигателя и возгорания другого в 85 километрах от Луанды упал на землю Ан–12, принадлежащий белорусской компании «ТехАвиаСервис» и работавший в Анголе по контракту. Погибли 13 человек, в том числе 5 белорусов — членов экипажа. Не исключается возможность диверсии.

2003 г. Самолет Ту–154 авиакомпании «Гомельавиа» простоял в аэропорту нигерийского города Лагос более месяца. Заказчик — нигерийская компания — не смог найти пассажиров на обратный рейс в Беларусь, в связи с чем летчики удерживались в Нигерии. Все это время экипаж находился в местном отеле в ожидании возможности вылететь на родину. Ситуация разрешилась после того, как авиакомпания «Гомельавиа» перечислила 25 тысяч долларов за нахождение в отеле и 5 тысяч долларов на дозаправку для обратного вылета.

2004 г. В Кот–д’Ивуаре неделю удерживался под стражей экипаж транспортного самолета Ан–12, в составе которого было 15 граждан СНГ, четверо из них — белорусы. Представители французских властей обвинили летчиков в пилотировании Су–25, наносившего удары по подразделениям миротворцев. Обвинения не подтвердились.

2005 г. В трех авиакатастрофах на Африканском континенте погибли 10 белорусов. Самая крупная катастрофа произошла в Танзании, когда транспортный Ил–76, принадлежавший молдавской авиакомпании, сразу после взлета упал в озеро Виктория. Погибли 6 членов экипажа — наших соотечественников.

Фото РЕЙТЕР.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter