В Индии разгорается эпидемия мукормикоза: что это за болезнь и стоит ли паниковать белорусам?

Черная метка

«Это кошмар внутри пандемии» — так изнуренные и обессиленные индийские медики отзываются о ситуации в стране. Страх и безысходность царят вокруг них: пока в одной клинике врачи неустанно спасают жизни пациентов с ковидом, в другой борются с «черной плесенью» — грибковой инфекцией, от которой пострадали уже 11 717 человек. СМИ описывают кошмарные последствия: многие пациенты скончались, а некоторым оставшимся в живых пришлось удалить глаза…


Знакомая всем плесень

Острая боль в животе, черные участки кожи вокруг носа, кровотечение и опухшие глаза — в последние дни все чаще люди с такими симптомами стали обращаться в больницы Индии. Медики с сожалением констатируют: большинство пациентов поступают к ним, когда полностью теряют зрение — из-за этого приходится удалять глаза хирургическим путем, чтобы инфекция не попала в мозг. Единственное лекарство — противогрибковая внутривенная инъекция, которая стоит 3500 рупий (48 долларов) за дозу: ее нужно вводить каждый день в течение восьми недель. Есть ли ресурсы у государства, настолько сильно пострадавшего от коронавируса, обеспечить своим гражданам недешевое лечение? Глава министерства химикатов и удобрений Садананда Говда объявил о том, что выделит 23 680 дополнительных флаконов амфотерицина-B: больше всего ампул препарата направили в штаты с максимально высоким количеством зараженных — Гуджарат и Махараштра. Хватит ли этой помощи на всех нуждающихся? Мы продолжим следить за тревожной ситуацией.

Белорусы под защитой 

Один из путей распространения мукормикоза — вторжение в кровеносные сосуды. Он нарушает кровообращение и вызывает то, что называется некрозом или отмиранием ткани, которая затем становится черной. Поэтому ему и дали характерное название. В наиболее тяжелых случаях инфекция проникает через кровеносные сосуды в мозг, потенциально вызывая потерю зрения. Однако профессор кафедры инфекционных болезней ­БГМУ Сергей Жаворонок уверен: белорусам паниковать не стоит. С «черной плесенью» наши врачи встречаются нередко, но для отечественной медицины это не проблема.

— Буквально на прошлой неделе был случай актиномикоза (близкого по этиологии заболевания) — его обнаружили у пациента в ­РНПЦ пульмонологии и фтизиатрии. Сначала мы не поняли, что это за инфекция, но четко увидели медленные изменения в легких. Идентифицировать этот грибок несложно, достаточно простого микроскопа — плесень хорошо видна, например, в мокроте.


Лечение прописывается в зависимости от того, какие грибы поселились в организме: помогает амфотерицин-B, флуконазол, препараты группы эхокандинов. В нашей стране противогрибковых лекарств много, поэтому переживать абсолютно незачем. 
Почему же ситуация в Индии выходит из-под контроля и приобретает масштабы эпидемии? Профессор уверен — все дело в уровне развития медицины и страны в целом:

— Я бывал в Индии, поверьте, противоэпидемические мероприятия там далеки от совершенства. Влияет и колоссальная плотность населения, и то, что люди живут бедно, а дома у них крайне ветхие. 
К примеру, в Беларуси нет условий для распространения этой заразы — нам просто нужно быть аккуратными, следить за гигиеной и пищей, ведь это контагиозное заболевание. Если его не лечить, действительно возможен летальный исход. 
Однако это не происходит за пару дней (исключение — максимально сниженный иммунитет), требуется время. А лечится мукормикоз не так-то быстро — минимум несколько недель, а порой и год. Но отметим главное — у нас эту заразу умеют контролировать, а в случае чего — лечить…
— Больше всего заражению «черной плесенью» подвержены люди с иммунодефицитным состоянием: больные ВИЧ в острой фазе, пациенты после онкологии или пересадки органов, а также те, кто прошел серьезную терапию на фоне коронавируса и получал кортикостероиды.



Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter